«Танцуем вместе с мамой»: формирование детско-родительских отношений в творческой деятельности

15 Окт 2012, Автор: admin

Программа «Танцуем вместе с мамой» разработана для детей от 1,5 до 3-х лет. У кого-то возникнет вопрос: Зачем начинать заниматься с де­тьми так рано? Во-первых для того, чтобы способствовать формированию детско-родительских отношений. А во-вторых, необходимость приобщения ребенка к миру искусства с самого раннего возраста сегодня доказана медиками, психологами и пе­дагогами. Так, академик М.Л. Лазарев (профессор, доктор медицинских наук, член Академии педагогических и социальных наук, кандидат пси­хологических наук) доказывает, что через активное восприятие музыки, движения и цвета, создаются благоприятные условия для формирования умственной деятельности ребенка.

Малыши получают удовольствие от движения под музыку. Когда они танцуют с родителями, это удовольствие усиливается вдвойне. На первых уроках преподаватель предлагает потанцевать всем пришедшим на занятие, при этом не делается различия между взрослыми и детьми. Педагогический опыт показывает: если мама включается в этот процесс с радостью и танцует с хорошим настроением, ребенок, подражая ей, начи­нает активно осваивать движения. И, напротив, если мама встает в сторон­ку, сложив руки на груди, ребенок, сначала включившийся в общий танец, впоследствии перенимает ее модель поведения. Поэтому, создавая про­грамму по ритмике и танцу для самых маленьких, педагоги школы ставили своей задачей разработку таких упражнений и танцев, в которых бы могли выразить себя в равной степени и малыши, и родители. Музыка в этих уп­ражнениях выступает не просто звуковым фоном, а полноправной состав­ляющей занятия: импровизация движений под музыку должна быть сти­мулирована интересными, включающими работу воображения образами.

Планируя занятия, мы учитываем психофизиологические особен­ности детей: повышенную возбудимость, неустойчивость эмоционально­го состояния, большую подвижность, быструю утомляемость от быстрых движений, неспособность без перерыва ходить, бегать, долго ждать сиг­нала в играх. На занятиях с детьми этого возраста нет прямого обучения. Ребенок усваивает движение в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его повторении. Включение малышей в танцевально-игровую деятельность идет сначала через подражание родителям — самым близким и значимым для ребенка людям, а затем через подражание педагогам — музыкально­му руководителю, преподавателю ритмики, воспитателю. Дети, подражая родителям, отражают в своих движениях темп, динамику, характер и на­строение музыки, чувствуют их и переживают. Ребенок подстраивается под темп шагов матери и получает первое интуитивное представление о метрической структуре музыки, о равномерных «шагах музыки». Мама при этом должна шагать небольшими шагами и держать ребенка за руку, чтобы малышу было удобно.

Первое ощущение ритма возникает у малыша и от прикосновений мамы, когда она прикасается к пальчикам, ладошкам, ножкам малыша в соответствии с ритмом песенки. Важно, чтобы прикосновение было при­ятным, а музыка негромкой, чтобы ребенок смог сконцентрироваться на своих ощущениях.

Внимание малышей непроизвольно, поэтому занятия строятся на интересных увлекательных игровых упражнениях, не требующих жест­кого контроля. Чтобы привлечь внимание ребенка, в музыкально-ритми­ческих упражнениях часто используются крупные игрушки. Упражнения с предметами хороши еще и тем, что требуют значительного мышечного напряжения. Предметы служат не только задачам ритмики, умению ре­агировать на изменение музыки, но и общим воспитательным задачам. Так, раздавая платочки детям, преподаватель напоминает цвет платочка ребенку, обращает внимание на его размер и форму. Упражнения с пред­метами помогают развитию тактильных ощущений, крупной и мелкой мо­торики. На занятиях с детьми 1,5-3-х лет проводятся пальчиковые игры, которые развивают тактильные движения, осязание, благодаря им более интенсивно происходит речевое развитие, которое, в свою очередь, непос­редственно связано с общим развитием детей. Особое внимание уделяет­ся взаимосвязи слова и движения. Слово должно четко соответствовать действию. Педагогический опыт показывает, что в раннем детстве наибо­лее успешными являются действия с речевым словесным руководством собственных действий. Поэтому мы начали вводить «песенки-подсказки», сопровождающие танец.

Детям значительно проще представить ритмические отношения, если для этого использовать речь, мышечные ощущения и пространствен­ные представления. Передача ритма в движении — неисчерпаемая тема для игры. Ритмический рисунок исполняется при помощи звучащих жестов, шагов, хлопков в паре, на детских музыкальных инструментах: ложках, палочках, погремушках, бубнах и т.д. Движения, совершаемые ребенком при восприятии музыки, имеют не только моторную, но и эмоциональную природу. «Поймав» ритм музыки в движении, ребенок может ощутить на себе и ее эмоциональное воздействие. Дошкольникам для создания му­зыкального образа внутри себя, сопереживания ему необходимо, прежде всего, выразить свое переживание внешне, через телесные ощущения, вы­разительные движения. Психологами доказано: прежде чем какая-либо часть воспринимаемого звучания сможет воспроизвестись у ребенка в уме, без непосредственных двигательных реакций, в виде представлений, ребенку необходимо проделать огромную работу по систематизации вос­принимаемых впечатлений. Только когда все элементы в группе впечат­лений будут расчленены, усилены и объединены прочной связью, тогда двигательная часть может отпасть за ненадобностью, и воспринимаемая музыка будет воспроизводиться иначе, а именно, в виде слухового образа, музыкального представления.

Интересен тот факт, что мамы на занятиях тоже учатся. Объясняя задание, я всегда обращаюсь к детям, но при этом стараюсь несколько слов сказать и родителям — для того, чтобы они понимали, с какой целью я включаю в урок то или иное упражнение. В конце учебного года мамы знают, что значит ходить четвертями или восьмыми, ориентируются в строении музыкального произведения. Совместно с малышом передают в движении ритм музыки.

В наш репертуар входят танцы, созданные специально для мам с де­тьми, на основе фольклорной и бальной хореографии. Среди них: «Хоро­вод», «Мамин вальс», «Мамина кадриль», «Праздничный вальс», «Поло­нез», «Полька», «Русский танец», «Будем прыгать через лужи» и многие другие. В партерную гимнастику я всегда стараюсь вводить упражнения, которые помогают мамам укрепить мышцы и способствуют развитию гибкости. Так, одно из любимых детьми и мамами упражнений — «Само­летик» дает возможность маме укрепить мышцы ног и брюшного пресса, а ребенок в это время с радостью укрепляет мышцы спины.

Мамы, как правило, занимаются с малышами дома, ведь занятия проводятся всего 1 раз в неделю и длятся всего 15-20 минут. Чтобы по­мочь маме заниматься дома, я сочиняю песенки-подказки, которые сопро­вождают наши упражнения. Мама напевает песенку и повторяет с ребен­ком упражнение. Песенки эти очень простые и подходят для исполнения всем родителям. Практика показывает, что ребенок с большим вниманием слушает незамысловатое пение мамы, чем музыкальные записи. Словес­ное сопровождение собственных действий полезно и для ребенка, т.к. дает ему возможность полностью сконцентрироваться на упражнении. Мамы совместно с детьми начинают придумывать новые игры и танцы, совмес­тное творчество укрепляет взаимоотношения мамы и ребенка, формирует детско-родительские отношения, делает их радостными и продуктивными.

Из опыта работы Т.Б. Нечаевой, преподавателя ритмики ДШИ №4 г. Екатеринбурга.