Лекарство от радости (Вальдорфский детский сад)

17 мая 2014, Автор: admin

valfdorskiy-1Сегодня очень много детей тревожных, гиперактивных, с разными формами неврозов. Причины разные. Но главная – завышенные требования к ребенку со стороны взрослых.

Чем можно помочь ребенку? Первый шаг – понять, в чем проявляются завышенные требования, что давит на ребенка и не дает ему быть радостным, легким? Возможно, в семье приняты интеллектуальные беседы, ребенку постоянно что-то объясняют. Возможно, родители хотят, чтобы ребенок слишком быстро и не ко времени чему-то научился. Возможно, ритм жизни ребенка слишком близок к ритму жизни взрослых – позднее засыпание, отсутствие дневного сна, многочасовое сидение рядом с «теленяней» – телевизором, переполненный впечатлениями и торопливостью день.

Возможно, покажется, что данные ситуации не связаны с завышенными требованиями к ребенку. Не надо спешить с выводами. Если на скрипке не натянуты струны, на ней невозможно сыграть ни звука. Если у дошкольников наглядно-действенное (образное)  мышление, то еще рано обращаться к их логике. Надо разобраться и поговорить с родителями. Пробудить в них желание изменить что-то в своей жизни с ребенком.

А что возможно в детском саду? Дать ребенку легкий импульс к внешнему и внутреннему движению, как бы осторожно начиная раскачивать его. Например, давать ребенку для игры книжки с подвижными картинками. Он будет двигать картинки, картинки будут оживать, двигаться – и постепенно оживает, движется душа, но при этом ребенок может сидеть. Или предложить лабиринт – небольшую доску с дорожками, по которым можно катать шарики. Это могут быть самые простые игры – прятки, поскоки и прыжки, качели. Дети очень любят прыгать, снова и снова отрываться от земли. Это им необходимо. Любое отклонение от только что найденного прямостояния, чувство легкости, ощущение, что тебя земля держит, отклонение и возвращение в прежнее  положение – это огромное счастье, поэтому ребенок так радуется своим ощущениям. Легкость – это радость, это смех, это открытость. Этот опыт переживаний надо давать и давать детям. И не только в движении. Легкость – это легкий голос взрослого, его речь, пение, смех. Чем больше смеется воспитатель с детьми, чем больше поет, тем лучше. В дошкольном возрасте радость переживается особенно ярко. А целительна она в любом возрасте.