Параметры анализа коммуникативного поведения ребенка дошкольного возраста

30 Ноя 2012, Автор: admin

Если считать, что коммуникативное поведение является компонентом национальной культуры, то коммуникативное поведение ребенка можно рассматривать как компонент детской субкультуры. Изучить коммуникативное поведение ребенка возможно в процессе наблюдения, результаты которых помогут педагогу организовать работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у дошкольников.

Такие наблюдения проводятся в естественной обстановке, не требуют выделения специального времени и не нуждаются в протоколировании. Однако при этом необходимо учитывать, что для наблюдения следует выбирать периоды наивысшей речевой активности детей в самостоятельной, инициируемой ребенком деятельности. Это может быть свободное, не регламентируемой взрослым общение детей друг с другом в процессе сюжетно-ролевой игры, продуктивной деятельности, на прогулке и т.п.

В процессе наблюдения за коммуникативным поведением ребенка, анализируя его, педагог обращает внимание на следующие параметры:

1. Характерные особенности коммуникативной активности ребенка.

Насколько легко ребенок вступает в общение с другим (взрослый, сверстник); свободно или замкнуто чувствует себя в общении; как отличается общение ребенка с близкими людьми от общения с чужим или малознакомым человеком (наблюдаются ли существенные отличия); проявляет ли ребенок активность во взаимодействии с другими детьми (инициирует общение, совместные игры); испытывает ли удовольствие от взаимодействия, участия в коллективных играх или сторонится сверстников, стесняется взрослых.

2. Предпочтения в выборе адресата общения.

Здесь необходимо определить, какой объект общения больше всего привлекает ребенка: взрослый или сверстник и сравнить, какую роль берет на себя ребенок в процессе общения в зависимости от того или иного адресата. Нужно обратить внимание на то, какое положение занимает сверстник (ведущее или нет) в поле восприятия дошкольника по сравнению со взрослым (со средней группы), и каким принципом руководствуется дошкольник, отдавая предпочтение сверстнику (игровой, эмоциональный, познавательный, деловой).

3. Содержательная сторона общения.

В процессе наблюдения педагог выявляет особенности содержания коммуникативной деятельности ребенка, интересующие и волнующие его темы. Взрослый обращает внимание на то, что сообщает ребенок в процессе общения, что спрашивает, насколько настойчиво. Также необходимо выявить, какое содержание общения преобладает при взаимодействии со взрослым: внеситуативно-познавательное или внеситуативно-личностное и в общении со сверстником: игровое или личностное.

4. Степень сформированности навыков построения беседы

В процессе изучения коммуникативного поведения ребенка специальному анализу подвергается структура общения. Данный анализ позволяет понять, как ребенок устанавливает контакт с другим субъектом общения, привлекает ли внимание прикосновением, жестом, взглядом или другим сигналом, благодаря чему устанавливается и сохраняется на протяжении всего времени общения визуальный контакт. Кроме того, обращаем внимание на способы передачи информации: убеждается ли ребенок в готовности собеседника к общению перед передачей ему информации, дожидается ли от него ответа. Важен также и этап завершения беседы. Во время наблюдения педагог обращает внимание на то, как ребенок завершает беседу со взрослым или сверстником: в одностороннем порядке или по взаимному соглашению, как прекращается визуальный контакт, разговор, обмен жестами и другими коммуникативными средствами.

Анализ сформированности навыков построения беседы позволяет педагогу оценить устойчивость внимания ребенка к собеседнику, в роли которого может выступать взрослый или другой ребенок; отследить умение ребенка ожидать ответную реакцию собеседника и в соответственно выстраивать собственное коммуникативное поведение. Следовательно, в  наблюдении, педагог получает  материал для суждения о сформированности каждого структурного звена в целостном коммуникативном действии ребенка, который показывает проблемные точки развития ребенка и служит основой для построения индивидуальной программы развития, коррекционного обучения.

5. Использование невербальных средств в процессе общения.

В данном случае педагог анализирует невербальные коммуникативные средства, используемые ребенком, проявление естественных и изобразительных жестов, мимических движений. А также то, насколько активно используются ребенком данные средства, пытается ли он с их помощью передать свое эмоциональное состояние или прибегает к невербальной коммуникации при недостатке речевых средств.

6. Особенности использования речевых средств в общении.

Педагог наблюдает за уровнем общей речевой активности ребенка, изучает виды коммуникативных высказываний, которые встречаются чаще всего, обращает внимание на познавательную направленность вопросов, задаваемых ребенком в процессе общения.

Результаты наблюдений за коммуникативным поведением ребенка и его анализа по обозначенным выше параметрам позволяют педагогу определить «группы риска», которые впоследствии более тщательно и комплексно обследуют психолог, логопед и другие специалисты.

Как показывает практика, сложнее всего подвергать анализу речевой параметр коммуникативного поведения ребенка, так как анализ коммуникативности речи значительно отличается от анализа языковых средств, используемых ребенком при организации общения (лексико-грамматические, синтаксические особенности). педагогу важно помнить, что анализируются в первую очередь коммуникативные единицы (целые высказывания ребенка) и лишь затем языковые, т.е. проводится лингвистический анализ используемых ребенком средств. При этом нужно понимать, что на качество коммуникативного поведения не влияет бедность словарного запаса, которую мы можем наблюдать у дошкольников.

Как в жизни взрослого человека, так и в жизнедеятельности дошкольника коммуникативная функция речи является основополагающей. Диалог удовлетворяет потребность ребенка в общении, способствует формированию монологической и связной речи.

.

«В человеке все должно быть прекрасно…» А значит имеет значение не только то, как вы говорите, но и ваш внешний вид (то есть то, насколько привлекательно выглядит ваш артикуляционный аппарат). Сегодня это не проблема: татуаж губ будет привлекать внимание к вашей внешней красоте, а грамотные высказывания — к богатому внутреннему миру.