Проект гражданско-краеведческой направленности для дошкольников «Мой славный город – ты мне дорог!»

12 Янв 2015, Автор: admin

Актуальность проблемы

Во все времена любовь к Родине, к малой Родине была чертой национального характера. В настоящее время в обществе назрела потребность в гражданине, любящем свой город, свой народ. Сформировать такого гражданина — одна из важнейших задач системы образования. Эффективным средством решения данной задачи выступает проектная деятельность гражданско-краеведческой направленности.

В последние годы заметно хорошеет наш город. В Оренбурге появляются новые скверы, парки, детские игровые дворики; строятся современные здания, спортивные комплексы, кинотеатры; реставрируются исторические памятники. Город расцветает, становится краше…

Как научить детей любить свой город?… Как научить ценить его неповторимость, колорит многонациональных культур, хранить традиции, свято чтить славные подвиги земляков, уважать заслуженных Оренбуржцев, прославивших родной город, бережно относиться к каждому зданию, памятнику старины, к каждому уголку родного города?…

Хорошеет Оренбург… И очень важно, в данный момент, сделать акцент на воспитании любви юного Оренбуржца к родному городу, чтобы не пропустить тот сенситивный период, пройдя через который наши дети скажут: «Мой славный город! Ты мне дорог!»

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности, педагог-психолог, воспитанники подготовительной группы и их родители.

Срок реализации: 4 месяца

Основание проекта

Проект реализуется на основе интеграции образовательных областей:

Образовательная область «Познавательное развитие»: экскурсия детей с родителями в музей боевой славы «Салют, Победа!», «Национальную деревню», музей «Истории города», посещение спорткомплексов города. Дети и родители наблюдали, побеседовали с тренерами, фотографировали.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: дети рассказывали о достопримечательностях города сверстникам и взрослым, проводили презентацию своего проекта.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (художественное творчество): дети, совместно с воспитателем по изобразительной деятельности, изготавливали альбомы; моделировали, рисовали, лепили военную технику,  архитектурные сооружения; конструировали из бумаги, делали аппликацию.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыка): дети разучивали и исполняли песни разных народов под руководством музыкального руководителя.

Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие »тение художественной литературы): дети, родители и воспитатели читали книги об Оренбурге, рассказы о Великой отечественной войне, спорте, сказки разных народов, в том числе украинские, казахские и другие.

Цель и задачи организации проекта

Участники проекта Цель организации проекта Задачи организации проекта
Дети Воспитание юного Оренбуржца через приобщение к традициям, истории, культуре родного города. Расширять кругозор  детей о малой Родине и ее достопримечательностях; Развивать любознательность, интерес детей к родному городу; Развивать творческие способности детей; Воспитывать любовь к родному городу.
Педагоги (воспитатели, специалисты ДОУ) Создание условий для воспитания у детей любви к родному городу. Изучить информацию, подобрать литературу, иллюстрации о городе; Создать предметно-развивающую среду, способствующую вхождению ребенка в жизнь родного города; Подобрать ситуации, способствующие повышению интереса детей к родному городу; Построение работы с родителями по воспитанию у детей любви к родному городу.
Родители Создание условий для воспитания у детей любви к родному городу. Организовать экскурсии с детьми к местам боевой славы и достопримечательностям города; Развивать любознательность, интерес детей к родному городу.

Условия реализации проекта

Подготовленность педагогов, обеспечивающая их профессиональную готовность к созданию проектов в дошкольном образовательном учреждении.

Предметно-развивающая среда, способствующая вхождению ребенка в жизнь родного города.

Наличие литературы об Оренбурге.

Создание уголков творчества для  продуктивной деятельности детей.

Подготовка родителей к созданию ситуаций успеха для детей в условиях проектной деятельности.

Взаимодействие и сотрудничество с социумом.

Формы реализации проекта:

— организация различных видов детской деятельности (игровая, продуктивная, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная);

— совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов;

— самостоятельная деятельность детей;

— взаимодействие с семьями детей.

Методы проектирования

При организации проекта педагоги детского сада реализовали вместе с дошкольниками разнообразные методы:

— метод аналогии – метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях (биоформа, архитектура, инженерные решения и т.д.); первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу;

— метод ассоциации – метод формирования идеи, который базируется на творческом воображении, обращающемся к разным идеям окружающей действительности, черпающим оттуда продуктивные ассоциации;

— метод карикатуры – метод доведения образного решения продукта дизайна до гротескного, абсурдного; приводит к нахождению нового неожиданного решения.

Этапы реализации проекта

Вводный этап

  • Деятельность детей: Рассматривание иллюстративного материала по теме
  • Деятельность педагогов: Вводная беседа об Оренбурге, народах населяющих его
  • Взаимодействие с семьей: Обсуждение на родительском собрании содержания проекта

Этап планирования деятельности

  • Деятельность детей: Участие в обсуждении этапов выполнения проекта в зависимости от желаний детей, которые будут осуществлять сбор материала по конкретной теме
  • Деятельность педагогов: Составление плана работы над проектом, распределение заданий между воспитателями и узкими специалистами ДОУ, обсуждение с детьми пошагового выполнения заданий
  • Взаимодействие с семьей: Обсуждение тематики мероприятий в русле выполнения проекта

Этап реализации проекта

  • Деятельность детей: Сбор материала при посещении достопримечательностей родного города. Оформление, систематизация полученной информации, составление книжек, оформление альбомов, коллажей, изготовление элементов национальной одежды, разучивание народных  игр и песен.
  • Деятельность педагогов: Беседы при осуществлении режимных моментов, проведение дидактических и подвижных игр, изготовление макетов с детьми
  • Взаимодействие с семьей: Посещение достопримечательностей города Оренбурга, фотосъемка, чтение детям литературы по теме, беседы с детьми о национальных традициях многонационального Оренбурга, о подвиге оренбуржцев во время войны, о спортивных достижениях спортсменов-земляков

Этап презентации проекта

  • Деятельность детей: Участие в выставке «Мой славный город – ты мне дорог!»
  • Деятельность педагогов: Участие в выставке «Мой славный город – ты мне дорог!»
  • Взаимодействие с семьей: Участие в выставке «Мой славный город – ты мне дорог!» в качестве зрителей

Этап подведения итогов

  • Деятельность детей: Отражение своих впечатлений в рисунках и рассказах
  • Деятельность педагогов: Анализ проделанной работы
  • Взаимодействие с семьей: Оценка эффективности воспитательных воздействий

Темы индивидуальных маршрутов детей

Имя ребенка Предлагаемые проблемы Тема мини-проекта
Полина Удовлетворение интереса к культуре украинского народа в Оренбурге Украинские традиции в родном городе
Данияр Потребность получения информации о казахской культуре Праздники и традиции казахского народа в городе Оренбурге
Дима Удовлетворение интереса к спортивной деятельности отца Я – юный спортсмен Оренбурга
Сергей Военная техника прошлого и настоящих лет Оренбуржцы помнят тех, кто отдал жизнь за счастье других
Яна Расширить кругозор об окружающих зданиях города Каждый домик нам дорог

Ожидаемый результат

По итогам реализации проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

  • — развитие любознательности, интереса детей к родному городу;
  • — расширение кругозора детей о малой Родине и ее достопримечательностях;
  • — развитие творческих способностей детей;
  • — воспитание любви к родному городу.

Презентация проекта «Мой славный город – ты мне дорог!»

Подготовила: Нарышева Ксения Васильевна воспитатель МБДОУ № 90