Проектная деятельность дошкольников и патриотическое воспитание

12 Янв 2013, Автор: admin

Проектная деятельность дошкольников и патриотическое воспитаниеВ 2012 году по инициативе педа­гогического коллектива ДОУ № 43 «Гулдэурен» г. Актобе начал осуществляться областной эксперимент «Формиро­вание патриотизма средствами проектной деятельности дошкольников». Данное дошкольное учреждение является эспериментальной площадкой инновационного (внедренче­ского) типа, в содержание которой входит изучение и обоб­щение педагогических новаций, передового опыта, а также проведение работы по их внедрению в деятельность свое­го образовательного учреждения. Обоснованием введения данного проекта явилось утверждение о том, что патрио­тическое воспитание интегрированно входит во все сферы воспитательного процесса, так как влияет на интеллекту­альное, творческое и нравственное воспитание личности.

Образовательные проекты в обучении являются, по су­ти, инновационными технологиями. В настоящий момент в науке не сложилось общепринятого определения образо­вательного проекта. Вслед за А. В. Хуторским мы по­лагаем, что образовательный проект — это ограниченный во времени комплексный процесс учебной деятельности по получению образовательной продукции. Следовательно, основной ценностью данной технологии является ориентация воспитанников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта. П.А. Сорокин писал: «Образование есть социальный лифт, под­нимающий индивида в более высокую страту». Образовательный проект направлен прежде всего на ком­плексное освоение содержания одной или нескольких пред­метных областей с применением созидательных способов развития и саморазвития личности воспитанников.

Образовательный проект с точки зрения воспитанни­ка — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Как правило, целенаправленная познавательная деятельность позволяет воспитанникам проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, по­казать публично достигнутый результат.

Перед началом эксперимента коллективом ДОУ № 43 «Гулдэурен» были тщательно изучены Закон РК «Об об­разовании», Конвенция о правах ребенка, Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Ка­захстан. Использованная нормативно-правовая литература помогла определить методику системного и личностно ори­ентированного подходов в педагогической деятельности.

Целью образовательного проекта «Родной город — Актобе!» является воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Задачи проекта:

1. Дать детям знания о родном городе, его истории, сим­волике, достопримечательностях, промышленных объектах, их вреде и пользе, об экологической ситуации в городе.

2. Познакомить с именами и достижениями тех, кто основал и прославил город.

3. Расширить знания детей о флоре и фауне города Актобе.

4. Познакомить с явлениями, происходящими в окру­жающей среде.

5. Познакомить детей с реками, их расположением на карте, уникальностью.

6. Воспитывать любовь к родному городу, краю, уме­ние видеть прекрасное, гордиться им.

7. Познакомить с творчеством актюбинских художников.

8. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении меро­приятий по охране окружающей среды.

Поскольку в настоящее время в ДОУ № 43 «Гулдэурен» проходит первый этап экспериментальной работы, можно говорить о систематизации методов воспитания и обучения дошкольников педагогами-экспериментаторами; об органи­зации психолого-педагогического просвещения родителей; о накоплении инновационных идей в профессиональной среде педагогического коллектива.

Таким образом, выраженность инновационной состав­ляющей областного эксперимента на базе дошкольного учреждения позволяет говорить о внедрении элементов ин­новационного образования, направленного на формирование новой культуры мышления и действия. В этой связи хочется надеяться, что готовность к восприятию нового как одна из черт инновационного сознания и поведения личности станет неотъемлемой характеристикой педагога новой формации, способного принять и реализовать на практике задачи, свя­занные с обновлением образовательного процесса.

Статья подготовлена по научно-исследовательским материалам С.П. Тенерядновой, А.С. Казкеновой, А.С. Картбаевой.

В полной версии статьи в сборнике «Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект» (науч. ред Т.Г. Русакова; ФГБОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т». — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. — С. 14-18.) раскрыты механизмы реализации концепции проектного обучения в системе дошкольного образования; показана проектная дея­тельность дошкольников как инновационный процесс; сформулированы целевые уста­новки проектного образования дошкольников в конкретном учреждении дошкольного образования.