Проектная деятельность дошкольников и патриотическое воспитание
12 Янв 2013, Автор: adminВ 2012 году по инициативе педагогического коллектива ДОУ № 43 «Гулдэурен» г. Актобе начал осуществляться областной эксперимент «Формирование патриотизма средствами проектной деятельности дошкольников». Данное дошкольное учреждение является эспериментальной площадкой инновационного (внедренческого) типа, в содержание которой входит изучение и обобщение педагогических новаций, передового опыта, а также проведение работы по их внедрению в деятельность своего образовательного учреждения. Обоснованием введения данного проекта явилось утверждение о том, что патриотическое воспитание интегрированно входит во все сферы воспитательного процесса, так как влияет на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание личности.
Образовательные проекты в обучении являются, по сути, инновационными технологиями. В настоящий момент в науке не сложилось общепринятого определения образовательного проекта. Вслед за А. В. Хуторским мы полагаем, что образовательный проект — это ограниченный во времени комплексный процесс учебной деятельности по получению образовательной продукции. Следовательно, основной ценностью данной технологии является ориентация воспитанников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта. П.А. Сорокин писал: «Образование есть социальный лифт, поднимающий индивида в более высокую страту». Образовательный проект направлен прежде всего на комплексное освоение содержания одной или нескольких предметных областей с применением созидательных способов развития и саморазвития личности воспитанников.
Образовательный проект с точки зрения воспитанника — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Как правило, целенаправленная познавательная деятельность позволяет воспитанникам проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Перед началом эксперимента коллективом ДОУ № 43 «Гулдэурен» были тщательно изучены Закон РК «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Использованная нормативно-правовая литература помогла определить методику системного и личностно ориентированного подходов в педагогической деятельности.
Целью образовательного проекта «Родной город — Актобе!» является воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Задачи проекта:
1. Дать детям знания о родном городе, его истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, их вреде и пользе, об экологической ситуации в городе.
2. Познакомить с именами и достижениями тех, кто основал и прославил город.
3. Расширить знания детей о флоре и фауне города Актобе.
4. Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.
5. Познакомить детей с реками, их расположением на карте, уникальностью.
6. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
7. Познакомить с творчеством актюбинских художников.
8. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Поскольку в настоящее время в ДОУ № 43 «Гулдэурен» проходит первый этап экспериментальной работы, можно говорить о систематизации методов воспитания и обучения дошкольников педагогами-экспериментаторами; об организации психолого-педагогического просвещения родителей; о накоплении инновационных идей в профессиональной среде педагогического коллектива.
Таким образом, выраженность инновационной составляющей областного эксперимента на базе дошкольного учреждения позволяет говорить о внедрении элементов инновационного образования, направленного на формирование новой культуры мышления и действия. В этой связи хочется надеяться, что готовность к восприятию нового как одна из черт инновационного сознания и поведения личности станет неотъемлемой характеристикой педагога новой формации, способного принять и реализовать на практике задачи, связанные с обновлением образовательного процесса.
Статья подготовлена по научно-исследовательским материалам С.П. Тенерядновой, А.С. Казкеновой, А.С. Картбаевой.
В полной версии статьи в сборнике «Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект» (науч. ред Т.Г. Русакова; ФГБОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т». — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. — С. 14-18.) раскрыты механизмы реализации концепции проектного обучения в системе дошкольного образования; показана проектная деятельность дошкольников как инновационный процесс; сформулированы целевые установки проектного образования дошкольников в конкретном учреждении дошкольного образования.