Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре

30 Апр 2013, Автор: admin

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуреВ данной статье представлен опыт работы по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре Коми в процессе ознакомления с народным костюмом и орнаментом.

Многие вопросы социальной жизни общества в период вступления в третье тысячелетие сегодня приходится рассматривать по-новому. В сложный период развития национального самосознания, в условиях духовного возрождения общества возрастает интерес к народной культуре как к корневой системе, которая воспитывает подрастающее поколение и способствует духовному оздоровлению народа.

Дошкольный возраст в проблеме приобщения детей к национальной культуре выступает как самостоятельный период развития личности. Сегодня педагогам дошкольных учреждений необходимо искать новые возможности в своей работе, обращаясь к традиционному народному наследию.

Свой достойный вклад в воспитание у ребенка уважения к своему народу, к его истории, культурным ценностям призвано внести национальное искусство. Но приобщение к национальному искусству осуществляется лишь тогда, когда ребенок начинает не просто созерцать культурные символы, а оживлять их в собственной душе и собственном творчестве. Исследования показывают, что чем раньше начинается приобщение ребенка к истокам этнического искусства той среды, в которой он родился и растет, чем быстрее он начинает осваивать накопленный народом опыт в виде представлений, умений, навыков, способов деятельности, норм поведения, тем быстрее произойдет социализация ребенка, его становление как личности (А. Усова, Е. Дарена, Р. Григорьева, Т. Бабаева, З. Богатеева).

Коми национальное искусство богато по содержанию и находит отражение в культуре духовной и материальной. Картины, изделия из дерева, меха, кожи, пряжи, ткани с традиционным коми орнаментом входят в дом, как произведения, отвечающие нашему эстетическому вкусу. В настоящее время предметы коми национального искусства становятся украшением городского и сельского жилья, воспитывают у детей чувство гордости за самобытное искусство.

Народное искусство коми достаточно полно изучено искусствоведами, этнографами А.С. Грибовой, В.Н. Белицер, Л.Н. Жеребцовым, Г.Н. Климовой, Н.Г.Конаковым и др. Различные аспекты проблемы приобщения дошкольников и школьников к коми традиционной культуре, в том числе к декоративно-прикладному искусству рассмотрены в исследованиях В.Ф. Канева, Л.Д. Вавиловой, В.Ф. Поберезской, Е.Н. Сибиркиной, Е.Л. Егоровой.

Одним из направлений нашей работы является приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми на материале народного костюма с элементами орнамента.

Нами разработана педагогическая технология, включающая три взаимосвязанных этапа. Вся работа разворачивалась как система встреч с коми персонажами — девочкой Настук и ее братом Митрук, живущими со своими родителями — оленеводами на крайнем севере коми, в Ижме. Введение детских персонажей — кукол в традиционных костюмах северного народа коми -малице, пимах, варежках, искусно украшенных орнаментом, позволило объединить все этапы и содержание культуры коми (природа края, быт, труд северного народа, национальный костюм с элементами орнамента) в увлекательную систему.

Первый этап — эмоционально — познавательный, включал два цикла занятий: «Край, где мы живем», «Национальный костюм коми народа» и направлен на накопление чувственно — эмоционального опыта детей, развитие интереса к объектам национальной культуры. Занятия были проведены в форме встреч, экскурсий, путешествий («Суровый север», «Путешествие по Сыктывкару», «Северная тундра», «Народный костюм», «История узора», «Волшебный орнамент» и др.).

На втором этапе предусматривалось развитие самостоятельности детей в отображении орнаментального образа в продуктивных видах занятий — в аппликации, рисовании, лепке («Украсим Настук передник», «Варежки в подарок Митрук», «Праздничный сарафан», «Чудесная малица» и др.)

Творческие задания третьего этапа проводились с целью реализации результатов познания и творчества в декоративно — игровой и фольклорно -праздничной деятельности: в играх, викторинах, конкурсах («Сотки ковер», «Ярмарка», «Орнаментальные загадки и отгадки», «Праздник оленеводов», «Подарки пармы», «В гостях у Пера-богатыря» и др.).

Итоговым мероприятием стало участие детей вместе с Настук и Митрук в празднике ижемцев «Веселые качели», приуроченном к окончанию Великого поста.

Таким образом, через приобщение детей к национальной культуре, художественно-декоративному творчеству, создание условий для организации продуктивной творческой деятельности по освоению культурно-исторического наследия региона, осуществляется реализация национально-регионального компонента, и, что особенно важно, актуализируется задача современной педагогики: развитие личности ребенка через собственное освоение предметов ближнего окружения.

По материалам В.Н. Мелешевой, г. Сыктывкар, Республика Коми (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 99-102).