Развитие чувства юмора у дошкольников. Консультация для родителей

26 Янв 2013, Автор: admin

Маленькие дети улыбаются и смеются, но юмора ситуаций, комического — не понимают. Их надо этому учить. Ребенку год — и вот он уже понимает комическое. Например, если мама пытается нарядить куклу: брюки на руки, а рубашку — на ноги, то ребенку УЖЕ смешно, потому что произошло нарушение «правильного» порядка течения жизни.

Чтобы ваш малыш сделал первые шаги в развитии чувства юмора, иногда специально нарушайте установленные порядки: на глазах у ребенка наденьте брюки задом наперед и сделайте вид, что будете ходить теперь, только пятясь. Примерьте на руки ботинки и «задумайтесь» вслух о том, что как-то что-то не так… Зимой, надев пальто, «забудьте» на ногах тапочки.

Дети очень чувствительны к тому, что над ними смеются. Они часто бывают обидчивы, поэтому не надо специально их высмеивать. Намного проще «подставиться» таким вот образом и показать, как надо смеяться над собой. Тогда в дальнейшей жизни ребенку будет намного легче переносить смешки окружающих — он всегда будет знать, что любую смешную ситуацию можно свести к клоунскому поклону.

Дурачьтесь почаще. Сделайте вид, что вы что-то уронили, а потом поскользнулись. Размахивайте руками, удерживая равновесие, эмоционально ахайте, когда крен стал опасным, выгибайтесь, пытаясь удержаться. У вас есть кошка? Собака? Рыбки? По-пробуйте назвать домашнего любимца чужой кличкой. Кошку и собаку это не обманет (они ориентируются по интонациям, тону голоса), а вот ребенок будет веселиться и хохотать. Попробуйте обсуждать вслух с рыбками философские вопросы или тонкости дневного меню. Делайте вид, что они вам отвечают, и глубокомысленно поддакивайте.

Купите упаковку бумажных одноразовых тарелок, возьмите канцелярский нож или ножницы, фломастеры или краски, резинку для одежды или палочки для мороженого. Сделайте вырезы для глаз (рта, носа — если надо), разрисуйте «лицо», добавьте разные заметные детали: брежневские брови, чапаевские усы, рыжие волосы, смешные очки, выпученные глаза (выпадающие, на спиралях, кошачьи, в виде паутины, с ресницами из бахро­мы и т.п.), веснушки, бороду, испан­ские усики, родинки, морщины, отвис­ший нос, нос крючком или картош­кой, пухлые или узкие губы, решитель­ный подбородок квадратной формы, смешные бакенбарды — словом, все, что придет в голову. Приклейте снизу палочку для мороженого в качестве держателя или прикрепите по бокам кусок одежной резинки по размеру го­ловы. Не обязательно делать именно лицо или морду животного — запросто можно нарисовать дом или цветок. Го­ворящий цветок, ха-ха! Вам, может быть, и не смешно, но юмор развива­ется-то не у вас. Если ребенку нравятся игры с переодеваниями, дополните костюмы другими деталями — из бу­мажного пакета большого размера можно делать «туловища» (прорезать отверстия для головы и рук, раскра­сить, прилепить хвост или другие со­вершенно необходимые элементы: об­рывки шкуры, листья вокруг талии, ложноножки и псевдоподии, роговые наросты динозавров и т.п.). Не забудь­те сфотографироваться в таких «наря­дах». Еще смешнее в них двигаться — придумывать танец или просто пози­ровать посмешнее: взять в руки хвост и покрутить им, сделать незаинтересо­ванный или мечтательный вид. Можно ничего не делать, а просто ку­пить большой недорогой набор деко­ративной легкосмываемой косметики и дать его ребенку на полное разграб­ление. Не забудьте сфотографиро­вать его первые опыты с раскрашива­нием себя — это незабываемо.

Буйные игры закончены, хочется по­сидеть, отдохнуть. Возьмите в руки за­ранее заготовленный альбом. Какой? Собирайте (вырезайте, распечаты­вайте из Интернета, записывайте за детьми, друзьями и родственниками, подмечайте все забавное в окруже­нии) анекдоты, карикатуры, корот­кие комиксы (например, книжка В. Сутеева про Пифа), смешные и за­бавные случаи, присказки, происше­ствия. Складывайте, записывайте и приклеивайте их в альбом. На досуге с ребенком рассматривайте. Объясняй­те смешное: почему смешно, почему не смешно, кому смешно, а кому не очень. Что будет, если изменить анту­раж или действующих лиц (пробуйте рассказать один и тот же анекдот с разными персонажами)? Сделайте из короткого комикса книжку-раскраску. Обратите внимание ребенка на то, как изображаются черты лица и какие эмоции они выражают. Что улыбка отличается от ухмылки, а ухмылка — от усмешки. Что опущенные уголки рта выражают большую гамму чувств — от простого раздражения и злости до то­ски и уныния. Обратите внимание ре­бенка на body language — язык тела: радость и печаль выражаются не только чертами лица, но и характер­ными жестами и положением частей тела — опущенными плечами, поник­шей головой и радостно вскинутыми руками или хлопками в ладоши.

Возьмите еще одну упаковку бумаж­ных тарелок и сделайте маски с раз­ными выражениями лица. Пробуйте разыгрывать сценки или сказки, ме­няя не выражение своего лица, а внешние маски. Очень интересно смотреть на разговор масок со сторо­ны: держите в руках напротив друг друга две маски, например грустную, смотрящую в пол (провинившийся ребенок), и сердитую, нахмуренную (отчитывающий родитель), и модели­руйте их разговор.

Для детей важен глуповатый, «туа­летный» юмор. Не стесняйтесь и не ужасайтесь, это тоже сфера жизни, и ее можно обыграть. Дурачьтесь — это придаст сил и веселья и вам, и ребенку. Попробуйте искать хорошо знакомые предметы в совершенно неподходящих местах (очки — в хо­лодильнике, тапочки — в мойке для посуды). Рассказывайте ребенку смешное, обращайте внимание на улице на смешные вывески и забав­ные совпадения. Иронизируйте, но не забудьте для начала объяснить, что такое ирония — дети не понима­ют ее природы. После иронии — время сарказма, будьте с ним осто­рожнее, поскольку саркастические нотки очень часто ранят чувства ок­ружающих.

Воспитать, развить в ребенке чувство юмора — задача серьезная и важная! Умение заметить смешное в обыден­ной жизни поможет ребенку раскра­сить скучные будни, а способность по­смеяться над собой позволит легче преодолевать возникающие на пути жизненные неурядицы.