Технология развития диалогической речи в игре
29 Май 2014, Автор: adminДиалог рассматривается как основная форма общения дошкольников. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих. Все реплики в диалоге взаимосвязаны, поэтому диалог – это цепь реплик. Содержание диалога раскрывается не только в репликах, но и в паузах, жестах, мимике, интонации.
Открывают диалог инициативные реплики, это реплики – стимулы. К ним относятся вопросы, сообщения и побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики – реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.
Назначение реплик:
— вопросы, чтобы запросить информацию;
— реплики-ответы, чтобы выдать информацию;
— реплики-сообщения, чтобы поделиться с собеседником мыслями, чувствами, информацией;
— реакция на сообщение, чтобы выразить положительное или отрицательное отношение к обсуждению;
— реплики-побуждения, чтобы стимулировать собеседника;
— реакция на побуждение, — выполнение действия, к которому человека побуждали; может быть словесное или молчаливое, либо отказ от выполнения действия.
Сочетание двух взаимосвязанных реплик: реплики, которая начинает диалог (стимул), и ответной реплики (реакции) называется диалогическим единством.
Выделяют три вида диалогических единств: «вопрос – ответ», «сообщение – реакция на сообщение», «побуждение – реакция на побуждение».
Каждая реплика в диалоге, как отдельное речевое высказывание, отличается краткостью. Развернутые предложения не свойственны репликам в диалоге, т.к. «ситуация, жест, выражение лица, интонация – все это настолько помогает взаимопониманию, что речь сводится к одному словечку».
Диалог не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения». Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, он подчиняется определенным, сложившимся в обществе правилам его поведения. Эти правила определяют поведение людей в диалоге, регулируют их речевое взаимодействие.
Диалог – это смена высказываний (реплик), связанных между собой одной темой. Для ведения диалога характерно выполнение таких правил, как:
— соблюдение очередности в разговоре;
— необходимость выслушивать собеседника, не перебивая;
— поддерживать общую тему разговора.
Поскольку в диалоге жесты и мимика могут заменять словесную реплику, возникает необходимость в том, чтобы смотреть на собеседника. Нарушение этого правила приводит к потере связи с собеседником.
Диалог предполагает соблюдение главного правила взаимодействия людей: проявлять уважение и внимание к собеседнику. Его реализация связывается с выполнением общих речевых правил: говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику.
Задачи работы по развитию диалогической речи дошкольников:
1. Содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения:
а) выражать в социально принятых формах отношение к полученной информации;
б) отвечать на вопросы;
в) реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения.
2. Учить детей вступать в речевое общение различными способами:
а) сообщать о своих впечатлениях, переживаниях;
б) задавать вопросы;
в) побуждать партнера по общению к совместной деятельности, действию.
3. Формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами.
4. Развивать умения следовать правилам ведения диалога;
а) соблюдать очередность в разговоре;
б) выслушивать собеседника, не перебивая;
в) поддерживать общую тему разговора, не отвлекаясь от нее;
г) проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
д) не говорить с полным ртом;
е) говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
ж) использовать литературную лексику: строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему.
Содержание задач по развитию диалогической речи условно можно представить в виде трех блоков:
Первый блок – это комплекс задач, предполагающих усвоение детьми диалогического единства «вопрос- ответ» и соответствующих этой паре реплик форм поведения.
Второй блок посвящен диалогическому единству «сообщение – реакция на сообщение» и правилам, связанным с употреблением этого вида реплик;
Третий блок включает задачи обучения детей репликам и речевому поведению в диалогическом единстве «побуждение — реакция на побуждение».
Содержание блоков
Усвоению детьми правил речевого этикета в процессе работы над диалогическим единством «побуждение-реакция на побуждение» содействуют:
— обогащение лексики детей определенным запасом разнообразных формул и выражений речевого этикета, обслуживающих ситуации просьбы, благодарности, извинения, предложения и приглашения;
— обучение детей использованию этикетных формул осознанно: подбирать из числа усвоенных наиболее подходящие для определенных условий, адресовать и по возможности мотивировать.
Этикет – это порядок поведения, принятый в обществе. Речевой этикет – это совокупность правил, опирающихся на речевые средства проявления уважения к людям.
В беседе присутствуют и правила неречевого этикета, т.к. собеседники могут сидеть за столом, стоять, на что-то опираться, при этом определенным образом держа руки, корпус тела, могут действовать предметами. Речевой и неречевой этикет не стоит разделять в поведении человека.
- Языковой материал к обучению речевому этикету
- (этикетные формулы)
Последовательность использования игр, подобранных для работы по каждому диалогическому единству, подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения.
Средства — обогащение речевого опыта детей с опорой на подражательные способности детей (дети заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат).
К источникам речевого подражания относятся речь окружающих, художественная литература (потешки, стихи, художественные произведения для инсценирования), дидактические игры, словесные игры, подвижные игры, кукольные и игровые спектакли, фильмы.
Рассмотрим этапы использования игр и игровых приемов.