Кризис «Я сам!» Особенности поведения ребенка в период кризиса трех лет

19 Окт 2014, Автор: admin

Вашему малышу скоро 3 года. С каждым днем он становится все самостоятельнее, но не всегда это радует родителей.

— Я сам! — говорит карапуз, и фарфоровая чашка неминуемо летит на пол.

— Я сам! — и вы терпеливо ждете, пока непослушные детские пальчики зашнуруют ботинки.

— Я сам! — и малыш уверенно карабкается на папину стремянку. (Боже мой, она такая высокая!)

— Я сам! Я сам! Я сам! — и мамино сердце замирает снова и снова.

Но бывает и так:

— Я сам! — это честный ответ на вопрос «Кто разбил вазу?»

— Я сам! — это гордый ответ на вопрос «Кто же это нарисовал?»

Но самое неприятное выглядит так:

— Я не буду убирать свои игрушки!

— Я не буду чистить зубы!

— Я не буду! — И с каждым разом все труднее сдержать раздражение.

Все это происходит не только с вашим ребенком, но и с абсолютным большинством трехлетних детей. Есть даже определение этому поведению — «Кризис трех лет» или кризис «Я сам!»

Родителям может казаться, что ребенок стал капризным, агрессивным, упрямым, что он сознательно рвет те связи, которые существовали до сих пор между ним и его близкими.

«Кризис трех лет» — это кризис социальный, и его целью является перестройка отношений с окружающими, если хотите, завоевание ребенком своего социального статуса . Ваш малыш уже осознает себя самостоятельным. Возрастные перемены редко проходят незамеченными, но, к сожалению, они чаще вызывают раздражение, чем понимание. Матери легче одеть ребенка самой, чем ждать, пока он застегнет пуговицы, зашнурует ботинки. Стремление к самостоятельности в этом возрасте можно подавить без особых усилий, для этого достаточно постоянно повторять ребёнку: «Ты не сможешь! Нельзя! У тебя ничего не получится! Ты сломаешь! Ты разобьешь! От твоей помощи только хуже! Ты всегда все портишь!» И, наконец, самый железный аргумент: «Ты еще маленький!» В итоге: самостоятельности больше нет! Лет на 10 — точно, при своевременной «профилактике» — всю жизнь.

Психологи утверждают, что на протяжении всей своей жизни человек проходит через определенные этапы или кризисы, которые и формируют его личность. У каждого кризиса своя цель — это может быть формирование доверия к миру (первые месяцы жизни), формирование самосознания (подростковый возраст) и т.д. Если что-то помешало человеку добиться цели, то через всю жизнь он пронесет, например, недоверие к миру (если не приобрел доверия в первые месяцы жизни).

Что же формируется в три года? Если ребенку «повезет», то инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, трудолюбие. Если не повезет то неуверенность, страх социальной оценки, инертность, лень.

Для того чтобы вашему ребенку «повезло», возьму на себя смелость дать некоторые советы:

— поощряйте любые попытки освоить трудовую деятельность (мыть посуду, подметать, чистить картошку);

— позволяйте доводить начатое дело до конца, чего бы вамэто ни стоило;

приобщайте малыша к совместному труду;

— оценивайте не ребенка, а его поступки (не «ты — неряха», а «ты сделал неаккуратно»);

— хвалите не только за результат (например, застегнутые пуговицы), но и за попытку сделать что-нибудь;

— сами приобщайтесь к детской игре;

— развивайте сюжетно-ролевую игру (пусть ребенок будет парикмахером, врачом, мамой, папой и т.д.). Значение игры в этом возрасте переоценить невозможно. Вы никогда не добьетесь эмоционального контакта, только обслуживая физиологические потребности ребенка (одеть, обуть, накормить), но у вас появятся шансы, если вы будете уделять совместной игре хотя бы полчаса времени;

— помните: ваши слова не должны расходиться с поступками;

— ребенок не может быть одинаково и послушным, и самостоятельным! Вам придется делать выбор в пользу чего-то одного.

Подготовила: Савлюкова М.А., педагог-психолог МБДОУ № 115