Полоролевое воспитание дошкольников или почему нельзя быть сразу мальчиком и девочкой

11 Окт 2014, Автор: admin

И все-таки я, мамочка, не понимаю: почему нельзя быть сразу мальчиком и девочкой.

Олеся К., 4 года

Уже в три года Ваш ребенок обычно знает, кто он: мальчик или девочка. Но, зная, все еще не понимает почему. Невольно вспоминается спор малышей-мальчишек, которые пытались точно выяснить свое отличие от девочек. Один из них считал, что главное отличие — косички. Другой был возмущен неграмотностью первого:

— Ты что, не смотришь телевизор и не знаешь до сих пор певца Малинина? Мой папа говорит, что он — мужчина. Но у него — незаплетенная косичка…

Действительно, в три года Ваш ребенок поглощен лишь внешними различиями, теми, которые лежат обычно на поверхности или торчат, как шило, из мешка. Малыш уже улавливает разницу в одежде мужчин и женщин и знает их манеру правильно вести себя. Мы сами научили его этому и учим каждый день. Буквально с самого рождения, сознательно или невольно, мы вдалбливаем в него его половую роль и учим мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой, тем самым, развивая личность нашего ребенка.

Когда же этого не происходит и наш малыш растет бесполым или когда, мечтая до рождения ребенка о малыше другого пола, мы все-таки пытаемся хоть как-то, но осуществить свою мечту, воспитывая мальчика как девочку, а девочку как мальчика, то, сами того не осознавая, наносим своему малышу непоправимый вред, подогревая «дуализм полового влечения ребенка», о котором писал З. Фрейд. И даже только одевая малыша несоответственно одежде его пола, родители способны дать значительный толчок к развитию в дальнейшем у ребенка различных сексуальных отклонений. Поэтому невинные забавы взрослых в переодевании ребенка не настолько уж невинны.

Не надо мальчикам шить платья и заплетать им, даже ради юмора, косички. А девочек не стоит приучать к мужским костюмам и подстригать их, как стригут мальчишек.

Вместо того чтобы создавать иллюзии, которые уводят от действительности, родители обязаны помочь ребенку осознать его «я» в половом аспекте, иначе — его истинное половое «я».

Мы поощряем подражание ребенка родителю своего пола, невольно превратившегося в эталон для малыша.

И обезьянничание девочки приводит к страстному ее желанию стать маленькой кокетливой женщиной, а обезьянничание мальчика способно сделать его «рыцарем-мужчиной». Особенно все это проявляется в игре, где мальчик выбирает лучшие мужские роли, а девочка не может скрыть восторга перед женскими.

И даже выполняя свои роли, дети к ним относятся по-разному: все девочки спокойно, рассудительно, а мальчики создав переполох. Любая девочка сумеет приспособиться, играя, а мальчик влезет в ссору или драку. Обычно девочек интересуют куклы, мальчиков — машины.

Уже в три года многие из мальчиков «знакомятся» с техническими средствами. Им хочется их разобрать, понять, что там внутри. Поэтому они готовы «помочь» папе починить магнитофон или найти поломку в радиоприемнике. А девочки способны днями по пятам ходить следом за мамами и помогать им украшать домашний быт.

Обычно мальчики предпочитают иметь смелых, сильных и решительных друзей. А девочкам нужны подружки с мягким нравом, кротким и уступчивым характером, податливым, как пластилин.

Уже в три года мальчик твердо знает, как должны «вести себя мужчины», и не расплачется по пустякам. А девочка начнет искать сочувствие у взрослых и не захочет скрыть свою обиду.

Воспитывая малыша, мы иногда невольно поощряем суровость мальчика и даже его агрессивность. Зато для девочки  стандарт — покорность.

Мы словно бы не замечаем, если мальчик лезет на деревья или прыгает через канаву, мы не препятствуем его отчаянным поступкам. Для девочки на это — вето. И если все-таки она решится на такое, за ней потянутся, как шлейф, наши угрозы,  напоминающие жало пчел.

Короче говоря, уже в три года ребенок точно знает, кто он: мальчик или девочка — и обязательно расскажет Вам про внешние различия между собой и малышом другого пола.

Однако наступает вдруг момент, когда его, как молния, пронзает мысль, не дающая уже покоя. Внезапно прозревая, Ваш малыш невольно понимает, что «что-то» есть важнее, чем косички или платья. И этим «что-то» обладает тело, его тело, которое он начал изучать, как только осознал себя. Конечно, он давно уже заметил телесные различия у мальчиков и девочек, но не придал им должного значения. Зато теперь он потрясен своим открытием, не зная, для чего оно ему.

— В конце концов, вполне достаточно различий между платьями и брюками, чтобы понять, кто мальчик и кто девочка… Зачем понадобилось еще что-то?

— А может, это «что-то» и вообще телесные отличия есть только у него.   

— А может быть…

— А если, в самом деле…

Ребенок не находит себе места, пытаясь разобраться, почему он не похож на свою младшую сестричку.

— А если эта непохожесть как расплата за его непослушание и частые капризы?

— А если эта непохожесть…

Малыш перебирает все свои грехи. И словно бы дамоклов меч, над ним вдруг нависает страх. Страх как возмездие, как предостережение.

Ребенок исповедуется сам себе: вчера разбил тарелку, а сегодня пролил суп; вчера не дал сестричке поиграть с машинкой, а сегодня отобрал у нее новый мяч. Вчера… сегодня… нет, сегодня и вчера…

Страх разрастается. И Вам гораздо проще было бы его предупредить, чем, уже вырвавшийся неожиданно наружу, искоренить.

Поэтому не ждите до тех пор, пока ребенок сам вдруг не придет к такому «страшному» открытию, а в возрасте трех лет и даже чуть пораньше постарайтесь найти повод, чтобы завести с ним разговор на эту тему, и объясните ему то, что девочки должны иметь такие же отличия от мальчиков, какие есть у мамы с папой или бабушки и дедушки.

Когда родители считают это лишним сообщить ребенку, чтобы не акцентировать внимание его на половой проблеме, неправильное половое воспитание становится бесполым,  И рано или поздно, но ударит рикошетом, особенно когда ребенок станет чуть постарше. Ведь даже идя в первый класс, такие дети наивны до предела. Они не только не способы найти главные различия у мальчиков и девочек, пытаясь дать ответы на вопросы, но и, рассматривая разнополых голеньких детишек, не видят их, пока им не покажут.

Подобные издержки воспитания, в конце концов, способны  обернуться оборотной стороной медали. Такие дети рано или поздно становятся предметами насмешек в школе, во дворе. Их недолюбливают сверстники, показывая свое превосходство. Над ними вслух иронизируют учителя. Такой ребенок начинает ощущать свою неполноценность, и этот комплекс может пронести через всю жизнь.

Другая крайность, когда Ваш малыш уже в три года знает больше, чем ему необходимо, стыдясь советоваться с Вами по  этому вопросу прекрасно понимая, что вопрос запретный.  По-видимому, его добровольный просветитель каким-то образом внушил ему такое. И если Вы не придадите этому значения, ребенок, подрастая, просто станет циником, касаясь половых проблем. А это, безусловно, отразится и в дальнейшем на его семейной жизни.

Поэтому, воспитывая своего ребенка в половом аспекте, придерживайтесь правил «золотой середины».

КАК НАДО вести себя родителям, осуществляя половое воспитание ребенка

  • — Пытаться помочь осознать ребенку его истинное половое «я». Учить мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.
  • — Не забывать, что открытие физических различий между мальчиком и девочкой — шокирующее для малыша. Поэтому стараться объяснить ребенку, что это — норма, и мальчики должны иметь такие же отличия от девочек, какие есть у мамы с папой, бабушки и дедушки.
  • — Подчеркивать в нужных ситуациях естественность физических различий.
  • — Ни под каким предлогом не пугать своего ребенка его телесными отличиями от малыша другого пола.
  • — Не культивировать страх у ребенка перед этими различиями.
  • — Ни в коем случае не наряжать мальчика как девочку, а девочку — как мальчика. Не забывать никогда про «дуализм полового влечения ребенка».
  • — Не проповедовать бесполовое воспитание ребенка и не перегибать сильно палку также в другую сторону, касаясь этой деликатной проблемы.
  • — Неправильное половое воспитание — путь к разным комплексам неполноценности у Вашего ребенка.

Подготовила: Галочкина Е.В., педагог-психолог МДОУ № 165