Дорога к счастью: трудовое воспитание дошкольников

04 Янв 2017, Автор: admin
  • Лежит дорога к счастью через труд.
  • Пути иные к счастью не ведут.
  • Абу Шукур

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов, желающих получать от труда удовольствие. Как сказал Гельвеций К.: «Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным».

Одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направленна на формирование у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно без его первоначального знакомства с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (к примеру, многие в роду работают в этой сфере и не стараются познакомить ребенка с различными видами труда, дабы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем).

Поэтому ознакомление с трудом необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Таким образом, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать данную работу уже на этапе дошкольного возраста, нами была выбрана тема: «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста».

Мы понимали, что профориентация требует планомерности, систематизации и углубленной работы. Это нас сподвигло на организацию инновационной площадки «Войди в мир профессий». Перед нами стояла такая проблема: большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях взрослых, низкий словарный запас по этой теме.

Поэтому, нами была поставлена цель: расширить знания детей о профессиях.

Поставленной цели соответствует выполнение следующих задач:

— познакомить воспитанников с разнообразием мира профессий;

— формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

— развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.

Для выполнения данных задач на начальном этапе работы, мы провели диагностику детей старшего возраста в начале учебного года. Исходя из этих данных и результатов анкетирования, была создана рабочая группа для разработки программы «Увлекательный мир профессий».

Положительного результата по данной теме можно добиться только при создании благоприятной развивающей среды, включающей в себя следующие элементы:

— уголки творчества, «Мастерилки», «Рукоделие», уголки безопасности по ПДД и пожарной безопасности;

— игровые центры, которые еще делятся по гендерному аспекту («Парковка», «Спасатели», «Дом моделей», «Библиотека»);

— центры дидактических игр (различные виды лото, лабиринты, настольные игры).

Чтобы вызвать у детей интерес к миру профессий взрослых  педагоги в своей работе используем современные педагогические технологии.

Самой важной для детей дошкольного возраста является игровая технология. Через игру дети обучаются, и эти игры приносят детям радость от познания и общения.

Современные сюжетно-ролевые игры помогают детям узнать мир взрослых, это такие игры как: «Медицинский центр», «Салон красоты», «Рекламное агентство», «Фермерское хозяйство» и многие другие. Помощниками в создании этих игр были наши родители.

Дидактические, настольные и творческие игры дополняют эту технологию.

Немало важная и необходимая технология в познании мира профессий и развития творчества является технология проектной деятельности.

Она помогает нашим детям развивать и обогащать социально-личностный опыт посредством межличностного взаимодействия. Классификация данной технологии помогла нам в создании следующих проектов:

— «игровые» – детские занятия типа «Что? Где? Когда?», «КВН «В мире профессий»; участие в групповой деятельности (игры, драматизации, разного рода развлечения);

— «экскурсионные», направленные на изучение ранней профориентации в ДДТ телестудия «Мы вместе», в рекламное агентство «Хай-тек», в лесхоз, на конюшню;

— «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: построим дорогу, овощи для магазина (из соленого теста), куклы для создания фильма-сказки (из соленого теста), посадка огорода на окне, кормушки для птиц.

Технология исследовательской деятельности позволяет сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Наши дошкольники с интересом включаются в проекты и экспериментально – исследовательскую деятельность.

Совместная работа со всеми участниками образовательного процесса помогла сделать интересными и познавательными проекты «Милый сердцу уголок», «Новосергиевка – спортивная», немало важное в нашей работе привить у ребенка любовь к малой родине, для того, чтобы дети, когда вырастут, нашли свое применение в нашем районе.

В группах работают лаборатории «Очистка воды», «Семенная лаборатория». Дети становятся настоящими исследователями.

Познать мир профессий помогает художественное слово, где дети видят положительное и отрицательное в произведение, они рассуждают о прочитанном, высказывают свое мнение

Современная модель образования требует использование информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ помогает нам в работе еще более подробно изучать тему труда. Воспитатели используют презентации к проектам и занятиям, виртуальные экскурсии.

Мы надеемся, что данные технологии помогут нашим воспитанникам сделать в будущем правильный выбор. Как сказали И. Ильф и Е. Петров: «Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим».

В ДОУ процесс воспитания и обучения не может проходить без тесного контакта с родителями и социумом, поэтому мы используем технологию сотрудничества. Родители помогают нам в создании развивающей среды: изготавливают пособия к занятиям, атрибуты к играм и праздникам; принимают участие в творческих выставках, занятиях и праздниках.

Очень интересным был конкурс на лучшую сюжетно-ролевую игу. Родители совместно с детьми изготавливали рули из пластика и дерева, шили головные уборы и накидки по профессиям, лепили из теста и глины продукты для игры в магазин, изготавливали бытовую технику. И эта технология позволяет твердыми шагами идти к поставленной цели.

Любовь к ребенку, забота о нем в тесном сотрудничестве, создают условия для творчества личности. Как мы знаем, без красоты окружающей действительности человек блекнет. И поэтому мы, педагоги, осуществляем приоритетное художественно-эстетическое развитие воспитанников. В детском саду ведется кружковая работа, в каждой из которой задействован ребенок. Это кружки: «Веселый каблучок», «Оркестр», «Волшебная кисточка».

Таким образом, грамотное построение педагогического процесса дает возможность включить детей в выполнение реальных дел, получать от них положительные результаты.

Мы считаем, что проводимая нами работа поможет нашим детям в будущем сделать правильный выбор, мы надеемся, что они будут мастерами своего дела приносящие пользу себе и окружающему миру. А Мастер – это человек, с удовольствием делающий то, что не получается у других (Словарь парадоксальных определений.)

 Климетенко Ирина Викторовна воспитатель, высшая категория