Трудовое воспитание дошкольников

01 Дек 2012, Автор: admin

Трудовое воспитание дошкольников — одно из важных направлений работы современного детского сада. Оно практически невозможно без тесного взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников и очень затруднено отсутствием соответствующей разнообразной предметно-развивающей среды для организации трудовой деятельности детей.

Основополагающие задачи для образовательной области «Труд» прописаны в Федеральных государственных требованиях, которые предполагают развитие трудовой деятельности детей; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Конструируя вариативную программу дошкольного образования (часть ООП ДО, формируемая участниками образовательного процесса) педагог может углублять содержание образовательной области «Труд» за счет внедрения дополнительных задач или расширять его за счет введения новой образовательной области (например «Сад-огород», «Кем я буду» или «Помощники» и т.п.).

При этом воспитатель углубленно решает такие задачи как расширение представлений детей о труде взрослых и воспитание интереса к различным профессиям (при этом особое внимание уделяется профессиям родителей и месту их работы); знакомство со специфичными профессиями родного города; воспитание уважения к людям труда и потребности в трудовой деятельности; Формирование навыков бережливого отношения к результатам собственного труда и труда окружающих.

Анализируя свою работу по проблеме трудового воспитания дошкольников педагоги обращают внимание на проявление детьми интереса к различным видам труда в детском саду, расспрашивают родителей о выполнении ребенком тех или иных трудовых поручений дома. Важно выяснить, имеет ли ребенок дома трудовые обязанности, естественно, посильные ему по возрасту, состоянию здоровья и уровню развития. Это могут быть несложные поручения, такие как уборка игрушек, вытирание пыли, сервировка стола, но вполне возможно, что под присмотром взрослого, ребенок с удовольствием будет выполнять и более сложные задания, такие как мытье полов, походы в магазин, мойка стекол или посуды.

При выполнении тех или иных поручений, как в детском саду, так и дома, важно, чтобы ребенок с охотой брался за дело, доводил его до конца, а если работает не один, то действовал сообща, уступая, договариваясь, доказывая свою точку зрения без скандала и драки, а в процессе конструктивного общения.

При таком подходе дети быстро осваивают опят старших и приучаются к самостоятельной работе. Важно помнить, что трудовые действия ребенок дошкольного возраста воспринимает как игру, в которой подражает взрослому, примеривает на себя роли знакомых ему профессий, на основе чего формируется психологическая готовность к труду, положительное отношение к данному виду деятельности, закладываются предпосылки будущего профессионального самоопределения.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны направляется внимание детей. Важно вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: например, гуляя на прогулке, можно наблюдать за работой снегоуборочных машин. Засыпанная снегом улица после расчистки дает простор для свободного движения транспорта и пешеходов.

Посмотрите короткие видеоролики-высказывания детей о том, кем они хотят быть, когда вырастут и как мотивируют свои желания.

При ознакомлении детей с трудом взрослых педагог может использовать иллюстрации различных профессий, орудий и продуктов труда, дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии» и др., рассматривание альбома «Все работы хороши», читать рассказы о людях разных профессий, организовывать наблюдения за трудом взрослых.

Посмотрите фрагмент игры «Кем ты хочешь стать» (старшая группа)

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что систематическая и целенаправленная образовательная работа педагога способствует формированию у детей умений, позволяющих им осознавать и выполнять трудовую деятельность. Дети становятся более организованными, их деятельность приобретает планомерный характер, формируется культура труда и бережливость; дети учатся аккуратности, настойчивости, сосредоточенной работе, самоконтролю и доведению дела до конца.