Особенности построения профориентационной работы с детьми дошкольного возраста

03 Янв 2017, Автор: admin

В нормативных и научно-методических источниках профессиональная ориентация рассматривается как компонент общечеловеческой культуры, который проявляется в заботе государства и общества о профессиональном становлении подрастающего поколения. Кроме того, профессиональная ориентация представляет собой комплекс мер, содействующих профессиональному самоопределению человека, помогающих ему сделать выбор оптимального вида занятости, ориентируясь на собственные потребности и возможности и учитывая социально-экономическую ситуацию государства в целом и на рынке труда в конкретном регионе [3].

Основы профессионального самоопределения человека закладываются в дошкольном возрасте, поэтому в сферу ответственности дошкольных образовательных организаций входит работа по психолого-социальной ориентации детей в процессе реализации специальных занятий по изучению с детьми мира труда современного человека. Развитию у них трудовых навыков в разнообразных видах деятельности, формированию мотивации и инициатив дошкольников, активной жизненной позиции [1].

Целью данной статьи является описание некоторого опыта работы по профессиональной ориентации детей дошкольного возраста в МБДОУ муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида № 18».

В рамках образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 18» задачи трудового воспитания решаются в рамках ведущей для данного направления работы образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Формирование у детей положительного отношения к труду происходит в процессе развития трудовой деятельности; воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирования первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека [8]. Также обозначенные задачи интегрировано решаются и в рамках других образовательных областей.

Реализация идеи интеграции в процессе допрофессионального самоопределения и ранней профориентации ребенка обеспечивает в дальнейшем процесс сознательного и самостоятельного выбора им своего профессионального пути. Было выявлено, что на этапе дошкольного детства происходит развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет). Здесь выделяют два подэтапа: эмоционально-образный и пропедевтический.

Специфика данного этапа такова, что он не связан непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а является подготовительным к ней. Главная цель допрофессионального самоопределения задается взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития [3].

Педагоги нашего детского сада, при построении образовательного взаимодействия с детьми, учитывают особенности первого этапа профессионального развития ребенка и используют разнообразные средства, чтобы у детей сформировалась определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т.п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй [4].

Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников.

Ранняя профориентация призвана:

— дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

— сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

— предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно [5].

В нашем детском саду работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям: информирование – передача сведений, диагностика – оценка индивидуальных особенностей, консультирование – помощь в разрешении проблем.

Нами используются такие основные направления ранней профессиональной ориентации как:

— профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

— профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.

Для обеспечения ранней профессиональной ориентации в нашей дошкольной образовательной организации реализуется комплекс психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также создается соответствующая предметно-развивающая среда. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей. Например, в рамках данных направлений деятельности с детьми проводились экскурсия в пекарню и развлечение «Путешествие в город профессий», а также мастер-класс от родителей «Профессия – повар».

Список литературы

1. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.

2. Гусева Т. Кем быть? // Поем, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 73-82.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 304 с.

4. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.

5. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.

6. Потапова, Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64 с.

7. Шаламова, Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.

Борисова Людмила Николаевна, заведующий МБДОУ муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида № 18»