Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества в соответствии с требованиями ФГОС ДО

01 Янв 2017, Автор: admin

Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному стандарту, является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

На протяжении всего дошкольного детства в детском саду осуществляется ознакомление детей с различными видами трудовой деятельности, с различными профессиями. Сильное влияние на детей, особенно младшего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т.п.), а также различные действия медицинских работников (сестры, врача). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с деятельностью самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых. И в каждой новой возрастной группе предусматривается расширение и уточнение знаний по отдельным профессиям. Детей старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется внимание детей на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т.п.

В процессе нашей повседневной работы стараемся постоянно напоминать детям, какие усилия прилагают младшие воспитатели, чтобы в группах и других помещениях детского сада было чисто и красиво, и как сами ребятишки должны проявлять уважение к их труду, соблюдая чистоту и порядок. Подсказываем воспитанникам, что нужно обязательно поблагодарить поваров за особенно вкусное блюдо.

Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений.

Актуальность формирования у дошкольников позитивного отношения к различным видам труда и творчества обусловлена современными тенденциями развития дошкольного образования. Педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС). Перед нами стоит вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новым стандартом, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования, и внести изменения в образовательные программы ДОУ.

Таким образом, позитивные установки к различным видам труда являются одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет всё представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов, достигнутых в труде, что, в свою очередь, повышает авторитет ребенка в детском саду. Кроме этого, в процессе труда развиваются способности, умения, навыки и мышление.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему и великий Ушинский, и Белинский, и Л. Толстой, и М. Горький, и А.С. Макаренко, и В.А. Сухомлинский. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. «Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, талантов», – писал А.С. Макаренко.

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Большое внимание в образовательных программах всегда уделялось труду в природе. Этот вид трудовой деятельности формировал у детей разнообразные личностные качества, вырабатывал трудовые навыки, необходимые в дальнейшей жизни. Благодаря наличию дачных участков у большинства родителей, наши дошкольники могут не только увидеть, как растут овощи и фрукты, но и принять активное участие в их выращивании и уходе за ними. Но новые требования СанПиН делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. Исчезают из групп аквариумы с любимыми рыбками, попугайчики. По требованиям новых СанПиН, дети превращаются в созерцателей трудовой деятельности взрослых.

Считаю, что законодательное ограничение участия детей в посильной трудовой деятельности, – это ошибка. Труд ещё никого не испортил, а вот безделье, презрение к труду искалечило жизнь многим людям. Недаром у разных народов существуют поговорки: «Лень – мать всех пороков», «Праздным рукам даёт работу дьявол». Отсутствие навыков труда в быту, представление о ведении домашнего хозяйства как о большой обузе, возникающее из-за отсутствия приучения к такому труду с детства, является сегодня одной из частых причин распада молодых семей и, на мой взгляд, играет большую негативную роль в общем кризисе института семьи, наблюдаемом сегодня.

Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше.

У нас в городе ведется большая работа по ранней профориентации. Она охватывает не только студентов, школьников, но и детей дошкольного возраста. Воспитанникам детских садов предложены самые разнообразные методы участия. Ребята вместе с педагогами оформляют профориентационные стенды и уголки, проводят исследования и комплексные занятия, участвуют в конкурсах и викторинах. Малышам рассказывают о профессиях, дети участвуют в тематических конкурсах рисунков. Дошколята ближе знакомятся с предприятием во время экскурсий в музеи истории  города и Медногорского медно-серного комбината, нашего основного градообразующего предприятия.

К примеру, этой зимой, в рамках социального партнёрства с ООО «ММСК», с целью ознакомления дошкольников с профессией металлурга и другими рабочими специальностями, мы вместе с воспитателем Е.М. Гурентьевой организовали для воспитанников подготовительной к школе группы нашего детского сада экскурсию в городской музей. Здесь ребята посмотрели видеофильм о медно-серном комбинате, совершили виртуальную экскурсию по территории и подразделениям предприятия. Детям рассказали об истории строительства МСК, о зарождении металлургии, о первых попытках обработки металла, об орудиях производства первых горняков, а также о современных технологиях плавления металлов. С интересом рассматривали они коллекцию полезных ископаемых, сравнивали обкаленную черновую медь и черновую медь в слитке. Также ребята узнали о разнообразии рабочих специальностей в металлургии, о лучших тружениках нашего комбината, о том, что профессия металлурга подходит только физически здоровым, сильным и выносливым людям, что это одна из самых уважаемых и нужных людям профессий. Ребятишкам интересно было примерить представленную в музее точную маленькую копию спецодежды металлурга, металлургическую каску. Позже в детском саду мы провели с детьми беседу об увиденном в музее, а итогом стал праздник под названием «История города в истории комбината». Ребята поделились своими впечатлениями, попытались отразить то, что узнали о профессии металлурга и работе комбината, в своих рисунках. Вместе с родителями они участвовали в играх, аттракционах, занимательных викторинах.

В нашем дошкольном учреждении проводятся комплексные познавательные занятия, на которых дети знакомятся с профессиями своих родителей, работников МСК. Эти знания детям давались в форме различных игр, викторин, спортивных мероприятий, фото и видеопрезентаций, театрализованной деятельности.

Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ребёнку возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом.

Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 30 % из них имеют отчетливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда. 40 % детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда. Остальные 30 % детей знают названия только некоторых отдельных профессий, не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое.

Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. к. считаю, что знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависят от правильно организованной работы педагогов.

Известно, что основным видом деятельности детей является игра, значит, будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно-ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.

Таким образом, целью моей работы является формирование представлений детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.

Достижение данной цели потребовало от меня последовательного  решения следующих задач: создание предметно-развивающей среды, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения. Нужно было научить детей отражать в сюжетно-ролевой игре особенности, присущие различным профессиям, сформировать у ребятишек добросовестное отношение к труду, воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий. Таким образом, только творческий подход к решению проблемы  формирования у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов. Теоретическое исследование показало, что осуществленное в рамках данной работы изучение подтвердило актуальность проблемы трудового воспитания в ДОУ.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии. Материалы работы дали возможность сделать вывод о том, что трудовое воспитание в ДОУ должно стать целостной системой. Участие ребенка в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием.

Изученный материал позволил сделать вывод, что труд ребенка в ДОУ должен быть правильно, педагогически целесообразно организован. Ребенок познает в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Нужно стараться воспитать у ребенка нравственное отношение к труду, вызвать у него интерес к работе, добиться осознания им полезности своего труда для общества, помочь увидеть перспективы его развития.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что нравственное отношение к труду выражается в заботе об интересах всего общества. Познание радости труда для людей, радости труда в коллективе превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств ребенка. Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищам в будущей работе в коллективе будут воспитывать в ребенке такие нравственные черты, как понимание интересов коллектива, бескорыстие, способность к верной дружбе.

 

МБДОУ «Детский сад № 8 «Золотой ключик» г. Медногорска»