Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
22 Ноя 2012, Автор: adminСогласно Федеральным государственным требованиям гражданско-патриотическое воспитание дошкольников входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. В процессе образовательной работы в ДОУ у детей должны быть сформированы предпосылки таких качеств как патриотизм — любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Предлагаем Вашему вниманию сценарий фольклорно-патриотического праздника, разработанный педагогами системы дошкольного образования Нижегородской области.
______________________________________________________________
Работая над патриотическим воспитанием детей, не забывайте и значимости развития физических качеств у дошкольников. Может быть, в этом Вам помогут секции футбола для детей 5 лет и Вы сможете решать задачи социально-личностного и физического развития детей интегрированно.
______________________________________________________________
Праздник Родины «Россия, Россия — края дорогие!»
Праздник для детей и родителей старшей группы
Цель праздника: формирование любви к своей большой Родине — России.
Предварительная работа. Проводятся занятия по теме «Россия» (по развитию речи» изодеятельности, музыкальные; по ознакомлению с русскою культурой, искусством, с народным прикладным творчеством).
На одном из занятий дети получают приглашение на праздник от потешников-скоморохов. Дети готовятся к празднику, делают украшения к русским костюмам (бусы, кокошники, кушаки и т. п.).
Оформление праздника. Зал украшен рисунками, на которых дети совместно с родителями изобразили Родину — Россию.
Ход праздника
Детей и их родителей приглашают в зал. Звучит музыка Г. Свиридова. Все заходят в зал, рассаживаются по кругу. Звучит музыка М. Мусоргского «Рассвет на Москва-реке». На экране телевизора демонстрируется видеозапись с изображением Нижегородского Кремля, рек Волги и Оки, леса, заката, ромашкового луга, знакомых и родных мест. Звучат колокола.
Ведущая. Россия-мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало! Когда б ты говорить могла, Ты многое бы рассказала.
У каждого человека есть земля, на которой он живет. Есть мать, которая дала ему жизнь. Человеку нужен хлеб. Без всего этого человеку жить просто невозможно. Но среди самого необходимого есть у человека Родина. Как называется наша Родина, ребята?
Дети отвечают. Звучит гимн России, все присутствующие встают.
Воспитатель. Давайте вместе подумаем, что это за слово такое — Родина?
Ведущая. Наша Родина — Россия. И все мы — россияне. Мы любим свою родину — наше Отечество, Отчизну.
Дети поют песню Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя».
Входит фольклорная группа (взрослые).
Фольклорная группа. Здравствуйте, люди добрые! (С поклоном.)
Ведущая (с хлебом-солью). Дорогих гостей встречаем пышным круглым караваем, Он на блюдце расписном с белоснежным рушником! Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.
Ведущая. По русскому обычаю гостеприимства встречают дорогих гостей хлебом с солью и песней. Гости пробуют хлеб.
Фольклорная группа. Хлеб убран в закрома! Потрудился честной народ на славу. В народе говорят: есть хлеб… (К детям.)
Дети. Будет и песня.
Фольклорная группа. А умелые руки… Дети. Не знают скуки.
Фольклорная группа. Кто трудился от души…
Дети. Веселись теперь, пляши!
Фольклорная группа исполняет русскую народную песню «В амбар за мукой». Затем приглашают всех детей в хоровод.
Дети исполняют русскую народную песню «На горе-то калина» и играют в русскую народную игру.
Ведущая. Закончились осенние трудовые будни. Началась пора веселых, свадебных гуляний. Ах, как удалы добры молодцы! А русских барышень краше во всем белом свете нет!
Хоровод «Виноград» (русская народная музыка), исполняют дети. Хоровод «Белый день» (русская народная музыка), исполняют все вместе.
Ведущая. Художники, поэты и музыканты прославляли Россию. И мы знаем стихи и песни. Правда, ребята?
Дети читают стихи о России (С. Есенин, Ф. Тютчев, А. Фет).
Девочки исполняют танец «Коробейники» (с русскими народными платками).
Ведущая. Символ России — белая береза. Россия — как из песни слово! Березок юная листва! Кругом поля, леса и реки… Раздолье, русская душа.
Ведущая. Большая Родина состоит из множества таких маленьких поселков и городов, как наш. Заведем хоровод «Во поле береза стояла», какой любят у нас в Нижегородском крае!
Далее ведущая напоминает о малой Родине, просит детей вспомнить стихи о Ваче, исполнить «Вачский вальс».
Ребенок. В громкой славе не нуждается, У других ее не занимать. Мастерами Вача славится, Что великим мастерам подстать.
Ведущая. Издавна Россия славилась своими мастерами. Талантливый и трудолюбивый русский народ! Сколько пословиц о труде сложил! (Все вспоминают пословицы.)
Появляется Игрушечник.
Игрушечник. Что верно, то верно! Без труда не вынешь рыбку из пруда! Без труда не проживешь, а приложишь терпенье да уменье, ох и дивной красоты вещи получаются!
Звучит русская народная музыка, игрушечник демонстрирует изделия Дымкова, Хохломы, казаковскую филигрань, рассказывает о них, беседует с детьми и взрослыми.
Игрушечник.
Игрушка — диво!
Изящна, красива.
Угодно купить?
Могу уступить!
Подходи, смотри: товар что надо,
Отдам без заклада,
Посмотри: какое диво вам на радость.
Игрушечник «продает» игрушки детям и взрослым за загадку, скороговорку, пословицу.
Ведущая. Постой! Еще надо посмотреть, что у тебя за товар. Парень ты хваткий, зазываешь без оглядки. А может, у нас самих товар не хуже! И песни, и пляски, и в игре уменье! Правда, дети?
Игрушечник. Для такой красавицы уж я то расстараюсь. Добры молодцы, помогите мне! Частушки выложим самоцветные, песни звонкого серебра. Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки. Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!
Запевает частушки ведущая, девочки отвечают, подхватывают родители.
Игрушечник. Мы, игрушечники, — народ тертый, веселый. Да к тому же только кивну, все добры молодцы мне помогут. Вон их сколько! А музыканты они отличные.
Выступает оркестр с песней «Во саду ли, в огороде» (русская народная музыка), затем дети играют на свирелях песню «Как под горкой, под горой» (русская народная музыка). В заключение выступает оркестр родителей с песней «Светит месяц» (русская народная музыка).
Ведущая. У кого там грустный вид? Снова музыка звучит! Собирайся, детвора, — Ждет вас новая игра.
Проводится русская народная игра «Тяни холсты», затем игра «Кто скорее построится в колонну» (после свободной русской пляски). Звучит колокольный звон.
Ведущая торжественно говорит: «Наша Родина — Россия, Великая страна! Она всегда отличалась удивительными героическими людьми (в беседе с детьми называются имена: Александр Невский, Александр Васильевич Суворов, местные герои Великой Отечественной войны Шалыгин и Шеронов); мастеровыми людьми (вспомнить своих земляков), творческими людьми (нижегородские писатели и поэты, музыканты и композиторы), гениальными изобретателями (И. Кулибин), великими учеными (М.Ломоносов, А. Попов, С. Королев). Россия всегда славилась своим хлебосольством, великой щедростью!»
Взрослые и дети исполняют хор М. Глинки «Славься».
Ведущая берет длинную ленту и приглашает всех в хоровод под русскую народную музыку.
Ведущая. Вот и подошел к концу наш праздник Родины — России. Мы гордимся тем, что мы россияне! А вам низкий поклон, удачи в делах, здоровья, добра, вершин мастерства! (Все, держась за ленточку, уходят в группу, где ждет самовар.)
Самовар шумит, подходить велит. Бублики, баранки, как на самобранке!
Праздник завершается чаепитием за общим столом с самоваром.