Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

22 Ноя 2012, Автор: admin

Согласно Федеральным государственным требованиям гражданско-патриотическое  воспитание дошкольников входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. В процессе образовательной работы в ДОУ у детей должны быть сформированы предпосылки таких качеств как патриотизм — любовь к, своему народу, к своей малой родине,  служение Отечеству; социальная солидарность – свобода личная и национальная,  доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

Предлагаем Вашему вниманию сценарий фольклорно-патриотического праздника, разработанный педагогами системы дошкольного образования Нижегородской области.

______________________________________________________________

Работая над патриотическим воспитанием детей, не забывайте и значимости развития физических качеств у дошкольников. Может быть, в этом Вам помогут секции футбола для детей 5 лет и Вы сможете решать задачи социально-личностного и физического развития детей интегрированно.

______________________________________________________________

Праздник Родины «Россия, Россия — края дорогие!»

Праздник для детей и родителей старшей группы

Цель праздника: формирование любви к своей большой Ро­дине — России.

Предварительная работа. Проводятся занятия по теме «Рос­сия» (по развитию речи» изодеятельности, музыкальные; по ознакомлению с русскою культурой, искусством, с народным прикладным творчеством).

На одном из занятий дети получают приглашение на празд­ник от потешников-скоморохов. Дети готовятся к празднику, делают украшения к русским костюмам (бусы, кокошники, кушаки и т. п.).

Оформление праздника. Зал украшен рисунками, на ко­торых дети совместно с родителями изобразили Родину — Россию.

Ход праздника

Детей и их родителей приглашают в зал. Звучит музыка Г. Свиридова. Все заходят в зал, рассаживаются по кругу. Звучит музыка М. Мусоргского «Рассвет на Москва-реке». На экране телевизора демонстрируется видеозапись с изоб­ражением Нижегородского Кремля, рек Волги и Оки, леса, заката, ромашкового луга, знакомых и родных мест. Звучат колокола.

Ведущая. Россия-мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало! Когда б ты говорить могла, Ты многое бы рассказала.

У каждого человека есть земля, на которой он живет. Есть мать, которая дала ему жизнь. Человеку нужен хлеб. Без все­го этого человеку жить просто невозможно. Но среди само­го необходимого есть у человека Родина. Как называется на­ша Родина, ребята?

Дети отвечают. Звучит гимн России, все присутствующие встают.

Воспитатель. Давайте вместе подумаем, что это за слово такое — Родина?

Ведущая. Наша Родина — Россия. И все мы — россияне. Мы любим свою родину — наше Отечество, Отчизну.

Дети поют песню Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя».

Входит фольклорная группа (взрослые).

Фольклорная группа. Здравствуйте, люди добрые! (С поклоном.)

Ведущая (с хлебом-солью). Дорогих гостей встречаем пышным круглым караваем, Он на блюдце расписном с белоснежным рушником! Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

Ведущая. По русскому обычаю гостеприимства встречают дорогих гостей хлебом с солью и песней. Гости пробуют хлеб.

Фольклорная   группа. Хлеб убран в закрома! Потру­дился честной народ на славу. В народе говорят: есть хлеб… (К детям.)

Дети. Будет и песня.

Фольклорная  группа. А умелые руки… Дети. Не знают скуки.

Фольклорная  группа. Кто трудился от души…

Дети. Веселись теперь, пляши!

Фольклорная группа исполняет русскую народную песню «В амбар за мукой». Затем приглашают всех детей в хоровод.

Дети исполняют русскую народную песню «На горе-то кали­на» и играют в русскую народную игру.

Ведущая. Закончились осенние трудовые будни. Нача­лась пора веселых, свадебных гуляний. Ах, как удалы добры молодцы! А русских барышень краше во всем белом свете нет!

Хоровод «Виноград» (русская народная музыка), исполня­ют дети. Хоровод «Белый день» (русская народная музыка), исполняют все вместе.

Ведущая. Художники, поэты и музыканты прославляли Россию. И мы знаем стихи и песни. Правда, ребята?

Дети читают стихи о России (С. Есенин, Ф. Тютчев, А. Фет).

Девочки исполняют танец «Коробейники» (с русскими народными платками).

Ведущая. Символ России — белая береза. Россия — как из песни слово! Березок юная листва! Кругом поля, леса и реки… Раздолье, русская душа.

Ведущая. Большая Родина состоит из множества таких маленьких поселков и городов, как наш. Заведем хоровод «Во поле береза стояла», какой любят у нас в Нижегород­ском крае!

Далее ведущая напоминает о малой Родине, просит детей вспомнить стихи о Ваче, исполнить «Вачский вальс».

Ребенок. В громкой славе не нуждается, У других ее не занимать. Мастерами Вача славится, Что великим мастерам подстать.

Ведущая. Издавна Россия славилась своими мастерами. Талантливый и трудолюбивый русский народ! Сколько посло­виц о труде сложил! (Все вспоминают пословицы.)

Появляется Игрушечник.

Игрушечник. Что верно, то верно! Без труда не вынешь рыбку из пруда! Без труда не проживешь, а приложишь тер­пенье да уменье, ох и дивной красоты вещи получаются!

Звучит русская народная музыка, игрушечник демонстри­рует изделия Дымкова, Хохломы,  казаковскую филигрань, рассказывает о них, беседует с детьми и взрослыми.

Игрушечник.

Игрушка — диво!

Изящна, красива.

Угодно купить?

Могу уступить!

Подходи, смотри: товар что надо,

Отдам без заклада,

Посмотри: какое диво вам на радость.

Игрушечник «продает» игрушки детям и взрослым за за­гадку, скороговорку, пословицу.

Ведущая. Постой! Еще надо посмотреть, что у тебя за товар. Парень ты хваткий, зазываешь без оглядки. А может, у нас самих товар не хуже! И песни, и пляски, и в игре уме­нье! Правда, дети?

Игрушечник. Для такой красавицы уж я то расстара­юсь. Добры молодцы, помогите мне! Частушки выложим са­моцветные, песни звонкого серебра. Эй, девчонки-хохотуш­ки, запевайте-ка частушки. Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

Запевает частушки ведущая, девочки отвечают, подхваты­вают родители.

Игрушечник. Мы, игрушечники, — народ тертый, весе­лый. Да к тому же только кивну, все добры молодцы мне по­могут. Вон их сколько! А музыканты они отличные.

Выступает оркестр с песней «Во саду ли, в огороде» (русская народная музыка), затем дети играют на свирелях песню «Как под горкой, под горой» (русская народная музы­ка). В заключение выступает оркестр родителей с песней «Све­тит месяц» (русская народная музыка).

Ведущая. У кого там грустный вид? Снова музыка звучит! Собирайся, детвора, — Ждет вас новая игра.

Проводится русская народная игра «Тяни холсты», затем игра «Кто скорее построится в колонну» (после свободной русской пляски). Звучит колокольный звон.

Ведущая торжественно говорит: «Наша Родина — Россия, Ве­ликая страна! Она всегда отличалась удивительными героиче­скими людьми (в беседе с детьми называются имена: Алек­сандр Невский, Александр Васильевич Суворов, местные герои Великой Отечественной войны Шалыгин и Шеронов); масте­ровыми людьми (вспомнить своих земляков), творческими людьми (нижегородские писатели и поэты, музыканты и ком­позиторы), гениальными изобретателями (И. Кулибин), вели­кими учеными (М.Ломоносов, А. Попов, С. Королев). Россия всегда славилась своим хлебосольством, великой щедростью!»

Взрослые и дети исполняют хор М. Глинки «Славься».

Ведущая берет длинную ленту и приглашает всех в хоро­вод под русскую народную музыку.

Ведущая. Вот и подошел к концу наш праздник Роди­ны — России. Мы гордимся тем, что мы россияне! А вам низ­кий поклон, удачи в делах, здоровья, добра, вершин мастер­ства! (Все, держась за ленточку, уходят в группу, где ждет самовар.)

Самовар шумит, подходить велит. Бублики, баранки, как на самобранке!

Праздник завершается чаепитием за общим столом с самоваром.