Конспект ООД в старшей группе «Удивительный песок»

20 Янв 2015, Автор: admin

Цель: познакомить детей с песком, как с природным компонентом и его составом; дать представления о свойствах песка.

Задачи:

— Образовательные: формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это делать? Что я узнаю? Что сделано?);

— Развивающие: продолжить работу над развитием логического мышления, познавательно-психических процессов, речи, мелкой моторики.

— Воспитательные: формирование нравственно-волевых качеств, формирование представления о значимости природы в жизни человека, воспитание чувства ответственности, привитие культуры общения.

Материалы и оборудование: сухой чистый песок, большой плоский лоток с песком, стаканчики, тарелочки, деревянные палочки, лупы, халаты, ноутбук для просмотра слайдов.

Предварительная работа: рассматривание фотографий с видами построек из песка; игры с песком на прогулке.

Методы и методические приёмы:

— беседа;

— наблюдение;

— создание проблемной ситуации;

— исследовательский;

— экспериментально-опытный;

— игровой;

— совместная деятельность с детьми.

Ход ООД

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Почтальон приносит в детский сад письмо без обратного адреса.

Воспитатель: Как узнать, откуда пришло письмо? (спросить у почтальона, посмотреть, что лежит в письме…)

2. Обсуждение проблемы. Принятие задачи.

Открываем письмо и достаем фото Старичка-Боровичка и письмо.

Воспитатель: От кого письмо? Чтение письма:

Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и сторожит растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок.

-Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, чтобы помочь Старичку-Боровичку? А еще Старичок-Боровичок знает, что мы исследователи, мы исследовали воздух, воду. А песок можно?

-Сейчас мы с вами переоденемся. Только тихо. В лаборатории не шумят и ничего не трогают без разрешения.

— Смотрите, мы с вами снова стали исследователями. А кто такие исследователи? (Исследуют, делают опыты).

— Что же будет объектом нашего исследования? (песок)

3. Опытно-экспериментальная деятельность

Воспитатель: Ну, что будем искать в песке что-то удивительное.

Опыт 1 «Песок сыпучий» (слайд)

(лоток с сухим песком)

-Возьмите горсть песка и выпустите его – песок сыпется.

-Какой песок? (сыпучий, рассыпчатый, рыхлый)

(пересыпание песка из ладошки в ладошку несколько раз)

Воспитатель: Ребята, сегодня предметов нашего изучения стал песок. А где можно его встретить,  где можно применить? (в строительстве, для изготовления бетона, при тушении пожара, в гололед, в медицине, для игр.

— Как вы думаете, где нам встречается сыпучий песок в быту?

— Когда вы бываете на процедурах в поликлинике, медицинская сестра делая вам процедуры, засекает время с помощью песочных часов.

Опыт 2 «Песок может двигаться»

— Возьмите горсть сухого  песка и выпустите его струйкой так, чтобы он попадал в одно и тоже место (дети поочередно подходят и высыпают горсть песка на горку).

— Постепенно, в месте падения, образуется горка, растущая в высоту и занимающая все большую площадь. Движение песка похоже на течение. Песок «движется» и «течет» (слайд)

— А сейчас я попрошу занять свои места в лаборатории.

Опыт 3

— Возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.

— Легко ли сыпется песок?

Работа с лупой.

— Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются (наблюдают)

— Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

Вывод: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

— Посмотрите, так выглядит песок под микроскопом (слайд)

— Какого они цвета? (Темные и светлые.)

— Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (Не одинаковые, есть крупные и мелкие.). Проверим (слайд)

Работа с ситом

Воспитатель: Через сито просеиваем песок, он сыпется из сито в ёмкость и наоборот.

— Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)

Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.

— Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.

Опыт 4

— Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок.

— Каким стал песок? (влажным, мокрым)

— Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.

— А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)

Опыт 5

— Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (Сырой, потому, что среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода).

Вот почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий.

(слайд)

Дюна появляется с небольшого песчаного бугорка. Причём для её образования обязательно должен быть камень или растение. Ведь именно на таком месте ветер, который несёт миллион песчинок, замедляет свой ход, и песчинки одна за другой задерживаются возле этого естественного препятствия. Постепенно бугорок будущей дюны растёт всё выше и выше, песчинок становится всё больше и больше. Со временем наветренный склон новорожденной дюны становится пологим и вогнутым, что происходит под действием ветра, а вот противоположный – более крутой и выпуклый. Видимо здесь и живет друг Старичка-Боровичка. Правда, красиво?

Работа с лупой.

— Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку.

Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.

— А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.

Вывод: Мокрый песок не сыпется, он лепится.

Дети делают «пироги».

Итог

— Итак, помогли мы выяснить Старичку-Боровичку об удивительных свойствах песка? Давайте вспомним о них.

— Что мы хотели сделать в начале занятия? (помочь Старичку-Боровичку выяснить о песке)

— Что мы для этого делали? (опыты)

— Каковы свойства песка? (слайд)

(сыпучий, движется; сухой песок не имеет запаха, мокрый – имеет специфический запах; сухой песок легкий — ветер наметает дюны, из мокрого песка можно лепить). — Что можно сделать из мокрого песка? («пироги», замки)

— А сейчас я приглашаю вас в страну чудес, где мы с вами продолжим мастерить из мокрого песка замки.

На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты.

Подготовила: Снегова Ольга Михайловна, воспитатель МБДОУ «Д/с №17» «Семицветик»