Конспект наблюдения за сирийским хомячком в старшей группе

07 Сен 2014, Автор: admin

Цель: учить детей различать особенности внешнего вида хомячка (маленький зверек, на голове уши треугольной формы, глаза черные, как бусинки, лапки короткие, маленькие, на лапках по 5 пальцев, шерсть мягкая, рыжеватая); познакомить с особенностями поведения (ловко лазает, когда ест, пищу берет передними лапками, прячет пищу в защечные мешки). Рассказать детям о способах ухода (кормить два раза в день, чистить клетку по мере загрязнения). Воспитывать заботливое отношение и желание ухаживать за хомячком.

Активизация словаря: сирийский хомячок, защечные мешки, впадает в спячку, лазает, шерсть рыжевато-золотистого цвета.

Организация занятия: дети сидят полукругом; хомячка рассматривать на столе, покрытом клеенкой; приготовить клетку, предметы ухода за хомячком; лесенку для лазания и спальный домик, разные виды корма.

Ход занятия.

Воспитатель проводит вводную беседу о том, каких животных уголка природы дети знают, любят ли они их и как ухаживают за ними.

Затем сообщает цель занятия: «Сегодня у нас появится новый обитатель уголка природы, мы понаблюдаем за гостем и поучимся ухаживать за ним». Педагог вносит объект, выпускает его на стол и дает 1-2 минуты детям на самостоятельное рассматривание.

– Кто знает, как называется этот зверек? Где его видели раньше? Да, верно, это сирийский хомячок. Его зовут Фомка. Он будет жить у нас в уголке природы.

– Посмотрите внимательно на Фомку. Какой он по величине? (небольшой зверек). Какой формы его тело? (овальное). Давайте рассмотрим голову Фомки и расскажем о ней (маленькая, круглая).

Воспитатель предлагает сравнить голову и туловище по величине. — Что больше? (туловище).

– А теперь Дима расскажет нам, что он видит на голове у Фомки (маленькие черные глаза, как бусинки, маленькие уши и усики).

– Давайте посчитаем, сколько ног у хомячка (четыре). Одинаковой ли они длины? Обратите внимание на то, как хомячок передвигается (бегает, ходит, лазает). Как вы считаете, почему Фомка бегает, а не прыгает?

Этим вопросом воспитатель подводит детей к пониманию зависимости способа передвижения животного от строения конечностей.

Затем педагог дает детям задание посчитать количество пальчиков у хомячка на передних и задних лапках (по пять).

– Костя, есть у Фомки хвостик? (да, он такой маленький, что его почти не видно).

– Чем покрыто тело хомячка? (шерстью).

– Какая шерсть на ощупь? Дети гладят хомячка и определяют мягкость и шелковистость шерсти.

– Какого цвета шерсть? (закрепляется выражение: рыжевато-золотистая).

Воспитатель помещает хомячка в клетку, опускает лесенку.

– Что делает Фомка? (да, он очень любит лазать, двигаться).

– Наш гость очень проголодался, давайте покормим его. Воспитатель открывает тарелочки с разным кормом и предлагает рассмотреть его. Дети по очереди ставят тарелочки с кормом в клетку.

Если хомячок набьет защечные мешки, объясняет, что за щеками у него есть мешки, куда он прячет пищу и переносит ее себе в нору.

«Носят, носят хомячки за щеками сундучки,

Что увидит хомячок, сразу спрячет в сундучок».

– О каких сундучках говорится в стихотворении? Педагог предлагает посмотреть, как хомячок берет пищу лапками.

– Вспомните, какое животное так же держит пищу? (белка).

Если гость начнет умываться, следует обратить внимание детей на это. Хомячки – очень чистоплотные животные.

Воспитатель сообщает правила ухода за хомячком. Чтобы Фомка хорошо себя чувствовал, нужно каждый день мыть кормушку и поилку мочалкой и вытирать тряпочкой (показывает). В клетке надо устроить гнездо. Вместе с детьми педагог ставит в клетку спальный домик. Поясняет, что внутри него Фомка из сена и тряпочек устроит себе гнездо, где будет спать. Там ему будет тепло и уютно. Клетку с хомячком убирают в уголок природы.

Воспитатель рассказывает, что на воле хомячки живут в глубоких норах под землей. Нора имеет два выхода. Состоит из двух отсеков-комнат. В одной находится кладовая для запасов, в другой живет сам хозяин. Хомячок очень ловко копает нору, передними лапами подгребает землю под себя, а задними с силой отбрасывает ее назад.

В конце занятия педагог дает детям задание: 1) составить рассказ для родителей о Фомке; 2) понаблюдать, будет ли Фомка лазать по лесенке; умываться, сделает ли себе гнездо; будет ли прятать корм в защечные мешки.

Примечание: комментарии воспитателя должны быть подвижными, необходимо сопровождать словом все особенности поведения объекта, обращать на них внимание детей.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.