Организация процесса наблюдения дошкольников

04 Сен 2014, Автор: admin

Организуя процесс наблюдения, педагог должен принимать во внимание следующие рекомендации.

1. Четко формулировать перед дошкольниками общую задачу

наблюдения и более конкретные частные задачи.

2. Создать условия для возможно более эффективного наблюдения: продумать место, расположение объектов, рациональное размещение детей. Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состоянии, чистым и здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему. Воспитателю следует подготовить все необходимое оборудование: миски с кормом и водой, оборудование для ухода за живыми организмами.

Если наблюдение проводится в естественных условиях вне ДОУ, педагог посещает это место заранее, определяет, где будут стоять дошкольники, чтобы объект наблюдения был всем виден, хорошо освещен и т.п.

3. Наметить план и способы наблюдения, подготовить вопросы, которые будут заданы во время последовательного рассматривания объекта, а также по ходу диалога с детьми. Например, дети последовательно рассматривают деревья, кустарники, травы.

Воспитатель дает им план наблюдения:

– найдите среди растений леса деревья, рассмотрите у них ствол, определите его цвет, сравните объем ствола у разных деревьев; сосчитайте, сколько крупных ветвей отходит от ствола;

– найдите среди растений кустарники, постарайтесь определить, чем они отличаются от деревьев: назовите особенности, которые есть у всех кустарников;

– найдите среди растений травянистые, сравните их с деревьями и кустарниками: чем они похожи и чем отличаются.

4. Кроме непосредственного рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, необходимо использовать другие анализаторы – слух, вкус, обоняние.

Например, в осеннем лесу можно услышать, как падает листва, как она шуршит под ногами; вспомнить, какие летние звуки природы сейчас отсутствуют. Можно определить, как пахнет в осеннем лесу, сравнить запахи разных грибов, попробовать на вкус ягоды рябины, спелые и не тронутые морозцем. Использование разных ощущений помогает детям составить полную характеристику природного объекта.

5. Заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в процессе наблюдения. Это выполнение рисунков, моделирование, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

6. В результате каждого наблюдения у дошкольников должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.