Классификации наблюдений дошкольников

02 Сен 2014, Автор: admin

В дидактике существуют различные классификации наблюдений. Э.И. Залкинд выделяет следующие виды наблюдений:

1. По длительности:

– эпизодические (младшая группа);

– длительные (ведутся в течение многих дней, а иногда и недель, например, наблюдение за развитием лягушки, за ростом растений).

2. По организации:

– плановые (по плану воспитателя);

– возникшие по инициативе детей.

3. По месту проведения:

– в естественных условиях (в парке, лесу; чаще проводятся в старшем дошкольном возрасте);

– в искусственных условиях.

4. По количеству участников:

– индивидуальные (чаще проводятся в младших группах);

– коллективные (наибольшего эффекта достигают наблюдения в подготовительной группе, т.к. дети уже способны относить слово воспитателя, обращенное ко всем, лично к себе);

– групповые наблюдения (по подгруппам – в младшей и средней группах).

5. Сравнительные наблюдения. Применяются чаще в старшей группе, т.к. дети не только видят особенности, вычленяют основные признаки, но и устанавливают взаимосвязи между ними. У них достаточно опыта, чтобы заметить новое, увидеть происходящие в природе изменения, проследить за развитием, установить простейшие, последовательные и причинные связи явлений. Усиливается роль мышления и речи.

В.И. Логинова, П.Г. Саморукова выделяют три вида наблюдений:

1. Распознающее. Основная познавательная задача такого наблюдения – ответить на вопросы: что это или кто это, каково оно, каковы его основные свойства, проявления, взаимодействия с окружающими. Этот вид наблюдения, как правило, имеет место в двух случаях:

– когда ребенок обращается к предмету в связи с предстоящей продуктивной деятельностью (трудовой, изобразительной, бытовой);

– при ознакомлении с новыми для него предметами и явлениями; в ходе распознающего наблюдения используются различные способы обследования, участвуют все анализаторы, активно используется речь.

2. Длительное наблюдение за изменением и развитием объекта строится на основе использования различных способов обследования и различных видов восприятия, здесь усиливается роль памяти (необходимо помнить прошлое состояние объекта).

Длительными являются наблюдения за развитием какого-либо животного, насекомого, например, развитие бабочки из гусеницы.

Воспитателю следует подготовить все необходимое оборудование: миски с кормом и водой, оборудование для ухода за живыми организмами и т.д.

3. Воссоздающее наблюдение имеет целью определить по отдельным признакам предмет в целом или целостную картину явления. Это происходит на основе ранее полученных знаний (например, определить по цвету почвы ее влажность; по цвету ягод – их спелость). Мышление занимает ведущее место, сенсорика отходит на второй план. Большую роль играет воображение, припоминание, обобщение.

С.Н. Николаева выделяет циклические наблюдения за одним и тем же объектом в течение длительного времени.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.