Экологическое образование дошкольников. Программа «Экономика и экология»

03 Авг 2014, Автор: admin

economika i ecologiyaЛ.М. Кларина отмечает, что ее программа «Экономика и экология» направлена на совершенствование экономического, экологического и социального сознания и может быть использована при работе с детьми в возрасте от 6 до 10 лет.

Интегрированный характер программы позволяет осуществлять ее на междисциплинарном уровне: в тесной связи с математикой, родным языком и развитием речи, трудом в природе, конструированием.

Полноценное осуществление экопрограммы (т.е. изучение экономики и экологии) возможно лишь при хорошем контакте между детьми и педагогами. Такой контакт предусматривает равные позиции взрослого и ребенка при проведении образовательного процесса, а также отбор содержания, близкого и интересного и взрослым, и детям.

Практические и познавательнее задачи в области экономики и экологии, обсуждение социальных проблем должны вытекать из жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются дети. Если вопрос ставится педагогом (что зачастую и происходит), то детям должна быть предоставлена возможность «войти в проблему» с тем, чтобы она стала интересной для каждого из ребят и вызывала желание ее решить.

Помочь в этом может дидактический театр и его действующие лица, которыми могут стать гном Эконом, его друзья-гномы Умейка, Узнай-ка, Улыбка и Волшебник, фея Экология, герои книг, мультфильмов и телепередач, хорошо знакомые детям или придуманные ими.

Программа снабжена литературным приложением, содержащим часть художественных произведений, предлагаемых для чтения и обсуждения с детьми в процессе изучения программы.

Увеличению самостоятельности и развитию творчества детей при изучении курса способствуют специально разработанные рабочие тетради для детей «Уроки гнома Эконома и феи Экологии».

Рабочие листы этой тетради могут быть использованы по-разному, в том числе для введения детей в проблему, для индивидуальной работы, коллективного обсуждения, проверки того, насколько усвоен материал.

Возможно использование не всех рабочих листов, а лишь тех, работа с которыми целесообразна в конкретных условиях. Возможно также составление дополнительных рабочих листов и изменение существующих.

Работу по каждой теме можно условно разделить на три этапа: на первом этапе дети накапливают впечатления, получаемые на основе предметно-чувственного опыта, связывают их с уже имеющимися представлениями, делают простейшие предположения по поводу действий, необходимых для решения тех или иных проблем, используют простейшие средства и способы познания; на втором этапе картина мира расширяется и углубляется, развиваются способности детей проводить наблюдения и эксперименты, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, объясняющие характер увиденного; третий этап дает детям возможность использовать обобщенные способы решения задач, предвидеть, как будут развиваться события в реальной и воображаемой обстановке, как они могут быть восприняты разными существами, исходя из позиции каждого.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.