Технология организации наблюдений как источника познания детьми окружающего мира

30 Авг 2014, Автор: admin

Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников важное место занимает наблюдение. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др.

Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями позволяет научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязи растений, животных с явлениями неживой природы.

По определению П.Г. Саморуковой, наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Его целью может быть усвоение разных знаний, установление свойств и качеств, структуры, внешнего строения предмета, причин изменения и развития объектов (растений и животных), сезонных явлений.

Участие разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний.

Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания были усвоены.

В отечественной психологии определены особенности наблюдения, отличающие его от восприятия.

Так, Б.Г. Ананьев характеризует наблюдение следующими чертами:

1) произвольность и планомерность;

2) организованность и целенаправленность;

3) обусловленность его всеми видами восприятия;

4) тесная взаимосвязь с мышлением и речью.

Л.В. Занков выделяет такие особенности наблюдения, как полнота восприятия частей и свойств объектов в соответствии с задачами наблюдения, умение подметить малозаметные черты в предмете или явлении.

Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.

Именно на их основе рождается самостоятельное суждение, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.