Принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действия (деятельности) в экологическом образовании дошкольников

18 Июл 2014, Автор: admin

Дошкольник осваивает окружающий мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Формирующаяся в этот период наглядно-образная картина мира является важнейшим фактором развития экологической культуры личности в младшем школьном и подростковом возрасте. В связи с этим особую значимость имеют разные виды деятельности, дающие ребенку возможность непосредственно и опосредованно общаться с окружающим миром: наблюдение, экспериментирование, практическая деятельность по созданию условий для живых организмов, поддержанию чистоты, красоты, порядка в окружающей социоприродной среде, разные виды игр, изобразительная деятельность и др. В последние годы в практике ДОУ широко используется участие дошкольников в природоохранных акциях, экологических проектах.

Значение разнообразных видов деятельности в экологическом образовании ребенка заключается в том что, по словам С.Л. Рубинштейна, в них и через них устанавливается действенная связь между ребенком и миром природы, их единство. В нем ребенок реализует себя по отношению к природе и людям как субъект и личность. Это чрезвычайно важно в экологическом отношении, поскольку любая деятельность – будь то рисование, выращивание растений, придумывание сказки или игра, связывающая ребенка с природой, является не «внешним деланием» (С.Л. Рубинштейн), а позицией ребенка, которую он в своей деятельности реализует и утверждает. Если в этих видах деятельности воспитателем выделен момент экологической, гуманистической мотивации действий ребенка, тогда его деятельность переводится в новый план отношений «ребенок-природа». Этот план отношений приобретает ведущее значение, и тогда деятельность становится поведением дошкольника по отношению к природе, а самым существенным в нем является моральное содержание. Выражением поведения (его единицей) будет поступок ребенка в процессе деятельности.