Принцип гуманизации в экологическом образовании дошкольников

17 Июл 2014, Автор: admin

Гуманизация экологического образования проявляется в том, что наряду с усвоением закономерностей и особенностей явлений и предметов природы, оно должно развивать и гуманистические идеалы, духовные и нравственные ценности у детей. От вульгарных представлений об экологическом образовании как сумме знаний, необходимо перейти к формированию человека — мудрого творца бытия. Гармония мира невозможна без внутренней гармонии самого человека. В.А. Сластенин отмечает, что экологическое образование — это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.

Принцип гуманизации реализуется и через воспитание культуры потребления, чему у нас в стране пока еще уделяется крайне мало внимания. Содержание экологического образования способствует и формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, о самоценности природы, воспитанию уважительного отношения ко всем формам жизни на планете.

Кроме того, в содержании экологического образования дошкольников должна быть реализована идея разумности и гуманности человека, сообщества людей. В целом, разумность как качество, присущее людям, может быть представлена детям как способность думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, относиться бережно к себе и к другим существам, к природе в целом.

Именно этот принцип особенно важен с позиции новой образовательной парадигмы, т.к. исходит из права каждого гражданина, жителя планеты Земля, прежде всего ребенка, на благоприятную окружающую среду (Конвенция о правах ребенка, 1990), из особенностей психического развития дошкольника. Социальное назначение детства – адаптация ребенка к природе и обществу, способность брать ответственность за свое поведение, поступки, оценивать их с точки зрения добра и зла. А для этого он сам должен быть добрым ко всему живому. Только при этом условии он становится воспитуемым. Именно поэтому детский сад должен быть насыщен атмосферой радости, доброты, формирования гуманных ценностей и отношений. ДОУ должны работать на перспективу и создавать самые благоприятные условия для формирования гуманного человека – гражданина нового типа, подлинного хозяина своего общего дома – планеты Земля.