Развитие и становление наблюдения у дошкольников

03 Сен 2014, Автор: admin

Деятельность наблюдения не дана человеку от рождения. Она постепенно формируется на протяжении жизни человека, расширяя свой объем, изменяя характер, переходя от однопланового к многоплановому наблюдению. Начальным этапом формирования наблюдения является дошкольный возраст.

В психолого-педагогической литературе имеется ряд работ, посвященных развитию и становлению наблюдения у дошкольников. Г.С. Филиппюк исследовала особенности развития наблюдения за живыми объектами у дошкольников. В задачи исследования входило:

  • 1. Выяснить, в какой мере дети разного дошкольного возраста способны к наблюдению.
  • 2. Выявить своеобразие наблюдения у детей на других этапах дошкольного детства.

В ходе эксперимента автор сделала следующие выводы:1. Процесс наблюдения уже у детей дошкольного возраста может быть преднамеренным, целенаправленным и осознанным.

Младшие дошкольники становятся способными к наблюдению с момента овладения речью (3-4 года). Процесс восприятия становится произвольным, целенаправленным под влиянием самого объекта (поэтому он должен быть живым, подвижным, привлекательным, вызывать эмоциональное состояние, интерес к нему, стремление узнать, что или кто это).

2. Наблюдения младших дошкольников нуждаются в руководстве со стороны взрослых.

3. Особенности процесса наблюдения дошкольников:

1) Дети дошкольного возраста способны принимать поставленную перед ними задачу. Однако малыши не осознают ее как познавательную, а лишь следуют за воспитателем, отвечая на его вопросы и выполняя его задания. Дети средней группы осознают задачу, а старшие не только осознают, но и творчески подбирают пути для ее осуществления.

2) В дошкольном возрасте у детей можно сформировать умение следовать плану наблюдения. Дети младшей группы отклоняются от него в силу особенностей их внимания и восприятия.

Дети средней группы иногда могут его придерживаться, хотя и отступают под влиянием разных отвлекающих обстоятельств.

Старшие дошкольники точно придерживаются плана.

3) Дошкольники могут подмечать существенные признаки, знание которых необходимо им для узнавания и различения предметов окружающего мира. Дети обращают внимание на индивидуальные качества объектов, подмечая различные детали.

Уже в дошкольном возрасте восприятие становится осмысленным процессом. Осмысленность проявляется в том, что дети, наблюдая, сопоставляют предметы между собой или с теми представлениями, которые у них сформированы в прошлом, пытаются делать выводы, умозаключения на основе наблюдения.

4) Постепенно у детей появляется умение подмечать новое в предмете, видеть произошедшие с объектом изменения.

5) Процесс наблюдения у дошкольников обычно бывает эмоционально окрашен. Причем положительное эмоциональное состояние у ребенка и его заинтересованность способствуют более правильному, детальному наблюдению.

4. У детей дошкольного возраста можно сформировать умение наблюдать при определенных условия, а именно:

– если обучать детей деятельности наблюдения, развивать у них стремление замечать новое в объекте;

– если объект наблюдения является эмоционально воздействующим (ярко окрашенным, подвижным).

Развитая деятельность наблюдения дошкольников характеризуется наличием качеств, обеспечивающих высокую результативность наблюдений: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, умение отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.