Развитие эмоциональной культуры у дошкольников

11 Апр 2013, Автор: admin

Развитие эмоциональной культуры у дошкольниковСтарший дошкольный период детства сензитивен для развития эмоциональной культуры, освоения первоначальных представлений социального характера на основе эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности и самому себе.

Актуальность проблемы развития эмоциональной культуры у дошкольников обусловлена:

— все возрастающим вниманием современной педагогической психологии и практики образования к вопросам эмоционального развития дошкольников, которое является одним из факторов физического, психического и интеллектуального развития детей;

— высокой динамичностью современного мира, где ребенок должен не только уметь эмоционально откликаться, сопереживать, владеть средствами общения и взаимодействия с другими людьми, но и способен управлять своим эмоциональным поведением;

— необходимостью понимания механизмов функционирования и развития эмоционального поведения ребенка, умелого использования этих знаний в практике образования, что обусловливает во многом и жизненный успех отдельной личности, и саму возможность выживания человечества в современном динамичном мире.

Предлагаем Вашему вниманию краткий конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Эмоциональное состояние людей», представленный Григорьевой  О.Г., воспитателем МБДОУ  д/с № 6, ЗАТО Комаровский Оренбургской области.

Задачи НОД: углубить представления о различных эмоциональных состояниях взрослых, детей, о зависимости настроения человека от обстоятельства, в которые он попадает; развивать выразительность речи; воспитывать желание помочь близким людям, сверстникам.

Ход занятия

1. Беседа «Настроение людей».

Что может показать наше лицо?

Догадайся, почему у людей, изображенных на картинках, такое настроение. (Показ картинок.)

2. Игра «Угадай настроение».

Ребенок показывает мимикой лица настроение, которое отображено на пиктограмме (не показывая детям пиктограмму), а остальные дети угадывают это настроение.

3. Игра «Найди жильцов домиков».

Воспитатель показывает домики «радости», «усталости», «печали», «огорчение» и др. Дети делятся на несколько группа (по количеству домиков) и находят жильцов в своей домик. Затем члены группы меняются домиками и проверяют правильность выполнения задания.

4. Игра «Повтори фразу по заказу».

Воспитатель называет фразу (например: «У меня есть котенок»), которую дети должны повторять с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью (Предлагается несколько различных фраз)

5. Анализ ситуаций.

— Приходилось ли вам печалиться, обижаться?
— По каким причинам?
— Выберите из предложенных ситуаций те, которые нельзя поправить, а те, которые поправимы, исправьте поступком (печаль, уныние, обида).
— Давайте решим ситуации из вашего личного опыта, которые вызывали у вас трудности и сомнения, какой найти правильный выход.

1) Родители отказались покупать понравившуюся тебе игрушку в магазине.

2) У любимой книжки оторвалась обложка.

3) Воздушный шарик лопнул.

4) Любимое платье стало мало.

5) Надо спать, а не хочется и т. п.

6. Слушание и обсуждение стихотворения.

Воспитатель читает стихотворение Р.Я. Сефа «Слезы».

Ты можешь плакать двадцать дней
И двадцать пять ночей,
Пока из горьких слез твоих
Не победить ручей…
Ты можешь плакать много лет,
Пока не станешь стар и сед,
Но слезы не спасут от бед
И не помогут горю.
А если это ясно,
То не реви напрасно.

7. Беседа «Почему ты плачешь».

— Можно ли помочь слезами горю?

— Как ты можешь помочь плачущему товарищу?

— От чего ты чаще всего плачешь?

— Можешь ли ты не плакать совсем? Почему? А стоит ли себе отказывать в таком удовольствии?

— Что нужно сделать, чтобы расхотелось плакать?

8. Творческая работа «Уныние прочь! Порадуемся вместе!».

— Нарисуй то, что бы тебя обрадовало, развеселило в случае печали.

.

Разнообразные виды детской деятельности, организуемые по инициативе самого ребенка, обычно сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями, а следовательно, могут служить средством развития эмоциональной культуры. При этом наибольшего эффекта возможно добиться, когда работа проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Например, трудовое воспитание дошкольников в семье позволяет ребенку почувствовать свою значимость, полезность и это способствует развитию положительных эмоций. Если же при выполнении трудовых поручений у ребенка что-то не получается, он может испытывать отрицательные эмоции, которые будут заставлять ребенка проявлять волевые усилия в деятельности, формируют настойчивость и целеустремленность.