5. Круглый стол для педагогов «Понять — значит почувствовать»

22 Июн 2012, Автор: admin

5. Круглый стол для педагогов «Понять — значит почувствовать»

Чуткость к радостям и горю воспитывается только в детстве. В этом возрасте сердце особенно чутко откликается на человеческие переживания, беды, грусть и одиночество. Дети будто перевоплощаются, представляя себя на месте другого человека.

«Если ребёнку нет дела до того, что в сердце его друга, товарища, матери, отца, любого соотечественника, с которым он встретился; если ребёнок не умеет видеть в глазах другого человека, что у него на сердце, — он никогда не станет настоящим Человеком. Учить чувствовать — это самое сложное, что есть в воспитании». В.Сухомлинский

У детей, как и у взрослых разный уровень развития эмпатичных

тенденций. Тому являются подтверждением результаты исследования уровня развития эмпатичных тенденций у детей старшего дошкольного возраста по методике «Незаконченных рассказов». Детям свойственна как гуманистическая эмпатия, так и эгоцентричная. Но, к сожалению, у части детей, пусть и небольшой, уровень развития эмпатии довольно низкий.

Как воспитать в ребёнке способность к жалости, сочувствию и умению «переживать за другого»? Как развить в детях способность проникать во внутренний мир — мир чувств других?

Воспитатели дискутируют на данную тему и делятся своими достижениями в «воспитании чувств» детей.

Рекомендации по развитию эмпатии у педагогов и детей.

По мнению психологов развитию эмпатии у педагогов способствуют следующее:

Чтение произведений Ф.М.Достоевского, в которых писатель-мастер художественного слова, тонкий психолог, показывает разнообразные ситуации, с еле уловимыми «движениями чувств» и мыслей людей.

Ежедневные упражнения: стоя на остановке, находясь в магазине и так далее, вести наблюдение за выражением лица людей за их жестами… и составлять мысленно «портрет их внутреннего состояния»; «смотреть на окружающий мир так, будто ты художник и собираешься «писать картину» (по мнению психологов это оживляет наше восприятие, воображение);

Ежедневные наблюдения за выражением эмоций, чувств детей, анализ их внутреннего состояния.

У детей развивать способность эмоционально откликаться «на переживания других людей»  помогут упражнения, игры, направленные на «тренировку» умения распознавать эмоциональное состояние по мимике, пантомимике, а также на «понимание и принятие» своего эмоционального состояния и на развитие умения «освобождаться от негативных эмоций».

На нашей встрече за «Круглым столом» по теме: «EQ против IQ» нам удалось «примирить разум и чувства», ибо «Разум представляет сумму лучших наших чувств». «Наши истинные учителя — опыт и чувства».

Мы, сегодня «находились лишь у подножия горы, которая имеет название, таящее в себе суть загадочности и непознанности и это название — Чувства». Потому — «Все впереди!»… «Благо, что в педагогическом мире поворот к развитию внутреннему…» ибо, как говорил Великий Человек — Философ, Солженицын:

«Поворот к развитию внутреннему, перевес внутреннего над внешним, если он произойдёт, будет великий поворот человечества, сравнимый с поворотом от Средних Веков к Возрождению».

Главное, нам, взрослым помнить: В каждом Человеке (ребёнке) — Солнце. Только дайте ему светить!!! Сократ