Автоматизация звуков у детей старшего дошкольного возраста

08 Июн 2016, Автор: admin

В последние годы детей с нарушением звукопроизношения становится все больше. Данные нарушения отрицательно влияют на овладение ребенком навыками чтения и письма. Кроме того, не лучшим образом сказываются и на становлении личности, так как из-за возникающих трудностей в общении приводят к формированию комплекса неполноценности.

Первым этапом в работе логопеда является постановка звука и обучение ребенка его произнесению изолированно. Данное умение ребенок не может сразу перенести в свою речь. Поэтому необходим следующий, достаточно длительный и сложный этап логопедической работы, направленный на закрепление правильного звукопроизношения или автоматизацию звука у детей. Учителю-логопеду нужно подойти к этой работе не только квалифицированно, но и творчески. Творческий подход необходим для того, чтобы исключить привыкание к учебному материалу и его надоедание.

В первую очередь следует обратить внимание на потенциал игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками. Данный вид деятельности характеризуется практическим мышлением и носит познавательный характер. Игра позволяет ребенку в естественной непринужденной обстановке легко, быстро и незаметно для себя усвоить правильное звукопроизношение.

В деятельности логопеда возможно использование разных видов игр и игровых ситуаций, причем для решения одной и той же задачи возможно использование разных игр, которые позволяют увидеть проблему с разных сторон и найти ее оптимальное решение.

Формы работы, применяемые для автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста можно разделить на три группы.

Первую группу составляют коррекционно-развивающие игры специально подобранные учителем-логопедом с учетом индивидуальных дефектов звукопроизношения у детей. В основном это варианты упражнений на автоматизацию звуков, осложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. Эта группа игр имеет вербальный характер, а речевой материал максимально насыщается автоматизируемым звуком.

В данной группе возможно использование коррекционно-развивающих игр, направленных на развитие фонематического восприятия, формирование грамматических категорий, активизацию и расширение словаря, развитие психических процессов и мелкой моторики рук.

Ко второй группе относятся игровые ситуации с элементами логоритмики. Данные ситуации имеют определенную структуру и содержание (М.В. Костарева).

logopedu

Кликните по таблице, чтобы посмотреть полностью

Структура игровой ситуации может варьироваться. Перечисленные структурные элементы могут меняться местами или исключаться в зависимости от складывающейся на занятии обстановки, индивидуальных и возрастных особенностей детей, а также от характера речевых нарушений.

Третья группа предполагает использование ИК-технологий. Для этого учителем логопедом создаются компьютерные презентации и специальные логопедические распевки на основе видеоряда. Данные распевки представляют собой комбинацию из коротких песенок и видеофрагментов и помогают организовывать различные виды детской деятельности. Такие своеобразные видеоклипы делают процесс автоматизации поставленных звуков живым и интересным, несмотря на многократное повторение одного и того же лексического материала. У детей не наступает утомление и пресыщение однообразной деятельностью за счет реалистичности и динамичности изображений в клипе, наличия анимированных персонажей и игрового характера упражнения. Особенностью клипов является возможность разноплановой автоматизации звуков с помощью текстов песенок: изолированно, в слогах, в тексте.

Выделенные три группы форм коррекционной работы по автоматизации звуков у детей позволяют добиться главной цели логопедического воздействия – формирования чистой и правильной речи.