Экскурсии для дошкольников. Введение

18 Авг 2013, Автор: admin

Экскурсии для дошкольниковДорогие друзья! Сегодняшним материалом мы открываем цикл статей об организации экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста. В представляемом опыте работы система экскурсий для дошкольников разработана в рамках дополнительной образовательной программы дошкольного образования «Наш край любимый — Оренбуржье».

В дошкольном возрасте необходимо погружение ребенка в истоки национальной культуры и включение его в углубленное человекознание, что способствует пробуждению в нем познавательных интересов к окружающему жизненному пространству и интегрированному усвоению региональных историко-культурных, демографических и климатических особенностей, местных традиций и обычаев.

Заложить нравственные основы в детях, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, возможно только при живом восприятии и непосредственном взаимодействии с регионально-культурными особенностями социальной среды. Мы считаем, что наилучшим образом такому восприятию способствует экскурсионная работа с детьми, ознакомление с культурой региона не теоретически, по фото, рассказам и т.п., а реальное проникновение в жизнедеятельность людей.

Эта идея и стала источником создания дополнительной образовательной программы «Наш край любимый – Оренбужье», которая разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями по структуре, предложенной ИПК и ППРО ОГПУ, и отражает специфику национально-культурных условий, многонационального состава населения и географического расположения Оренбургской области.

В данной статье предлагаем Вам познакомиться с информационной картой вышеобозначенной программы.

Образовательная область. «Социализация».

Направление образовательной деятельности. «Социально-личностное».

Название программы: «НАШ КРАЙ ЛЮБИМЫЙ – ОРЕНБУРЖЬЕ».

Аннотация:

Возраст детей: 6-7 лет.

Срок реализации: 1год.

Цель:

Воспитание патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой, историей, культурой родного края.

Задачи:

Образовательные:

Обогатить знания детей о родном крае, городе.

Учить свободно ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Развивающие:

Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране, к людям.

Развивать бережное отношение к природе, культуре, достопримечательностям.

Воспитательные:

Формировать любовь к родному краю, городу и интерес к прошлому и настоящему Оренбургского края.

Воспитывать толерантность к людям других национальностей, проживающих в нашей области.

Ожидаемые результаты.

Результатом усвоения содержания дополнительной образовательной программы является развитие следующих качеств:

Интеллектуальные:

• имеет представление о культуре, традициях, промыслах Оренбуржья, о замечательных людях прославивших родной край;

• владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Оренбуржья, знаком с полезными ископаемыми (нефть, газ, яшма, соляной рудник);

• знает название своего города, его географическое расположение, символику (флаг, герб, гимн), достопримечательности;

• интересуется событиями прошлого и настоящего родного города, задумывается о его будущем;

Физические:

• отражает свои впечатления об Оренбургском крае, городе в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет;

• участвует в событиях, жизни детского сада, города (участие в организации мини-музея «Люби и знай родной свой край», в проекте «Национальная ярмарка», в праздновании «Дня города»);

• ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайону, центральных улицах города, соблюдает правила поведения в общественных местах (театре, музее, в местах отдыха горожан).

Личностные:

• любознателен, стремится к самостоятельному поиску информации о крае, городе (найти интересный факт, фотографию, иллюстрацию);

• проявляет уважение к людям разных национальностей Оренбуржья и их обычаям;

• выражает позитивное отношение к пожилым жителям города;

• эмоционально отзывается на красоту родного края;

Краткое содержание образовательной деятельности:

экскурсии для дошкольников1I. Модуль «МОЙ КРАЙ ОРЕНБУРГСКИЙ». Ознакомление дошкольников с удивительным разнообразием природных условий Оренбургского края, с его географическим расположением, различными видами ландшафта, с реками Оренбуржья, с животным и растительным миром степей, «Красной книгой Оренбуржья», природными полезными ископаемыми.

экскурсии для дошкольников2II. Модуль «НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ ОРЕНБУРЖЬЯ». Ознакомление дошкольников с великим богатством родного края – газ, хлеб, Оренбургский пуховый платок.

.

экскурсии для дошкольников3III. Модуль «ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ, ПРОСЛАВИВШИЕ НАШ КРАЙ». Ознакомление дошкольников с именами людей, прославивших Оренбургский край — А.С.Пушкин, В.И. Даль, С.Т. Аксаков, Ю.А. Гагарин, Л.В. Попов.

экскурсии для дошкольников4IV. Модуль «Я, ТЫ, ОН, ОНА-ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ». Ознакомление дошкольников с многонациональной культурой народов Оренбуржья (русские, татары, казахи, украинцы) через изучение культуры, традиций.

.

экскурсии для дошкольников5V. Модуль «ОРЕНБУРГ – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА». Ознакомление дошкольников с родным городом, с его историческим прошлым, особенностью географического положения, официальными символами, картой города, улицами, памятниками архитектуры.

экскурсии для дошкольников6VI. Модуль «КУЛЬТУРНЫЙ ОРЕНБУРГ». Ознакомление дошкольников с памятниками, архитектурными сооружениями, театрами города, местами отдыха оренбуржцев.

.

Сведения об авторе: Зверева Елена Геннадьевна, МБДОУ №125 г. Оренбург, воспитатель.