Интеллект ребёнка: зависимость от физического развития

19 Июл 2016, Автор: admin

Когда малыш рождается, он совершенно беспомощен. Но проходит всего лишь небольшой период времени, и он вырастает в говорящего, активно передвигающегося на двух ногах человека. В первый год жизни развитие ребёнка происходит буквально с головокружительной скоростью, причём развитие чувств и интеллекта напрямую связано с тем, насколько гармонично ребёнок развивается физически.

Для того, чтобы малыш развивался максимально гармонично, ему необходимо создать все необходимые для этого условия. Развитие интеллектуальных способностей малыша возможно только при гармоничном развитии системы чувственного восприятия мира, а это развитие может происходить только тогда, когда на органы чувств оказывается внешнее воздействие. Сам себя ребёнок не в состоянии обеспечить таким воздействием, обеспечить его может только взрослый.

1. Рефлексы и получение новых впечатлений.

Гармоничное развитие детского организма зависит от того, насколько хорошо малыш научится управлять собственным телом. При рождении организм уже снабжён базовым набором двигательных функций, — задача раннего периода развития состоит в том, чтобы малыш научился контролировать эти функции и управлять ими. Начинается с рефлекторных движений, далее по заложенной генетической программе развиваются более осмысленные двигательные функции организма.

Очень много информации поступает в детский мозг через органы слуха. Недаром колоссальное значение для всего дальнейшего развития имеет то, какими интонациями вы общаетесь со своим ребёнком. Обратите внимание, как он реагирует на колыбельную – начало начал и основу основ для установления связи с матерью.

В период первых двух месяцев жизни ребёнок в состоянии рефлекторно сжимать ладони при прикосновении к ним, поворачивать голову, если дотронуться до уголка его рта. Один из важнейших рефлексов малыша – сосательный. При помощи рта ребёнок не только кормится, но и познаёт мир. Педиатры отмечают, что если максимально занимать ребёнка пустышкой, эффективность его развития будет ниже, чем когда он имеет возможность знакомиться с окружающим миром при помощи рта.

Ребёнок постоянно нуждается в новых впечатлениях, — они дают импульс развития для его головного мозга и систем чувственного восприятия мира. Множество сигналов поступает к человеку посредством зрительного восприятия. Почаще демонстрируйте малышу яркие красивые картинки, привлекательные блестящие игрушки, и вы обратите внимание, как он успокаивается и с интересом наблюдает за вами. Если же малыш долго не получает впечатлений, он начинает капризничать, плакать. Мозг малыша развивается только тогда, когда на него оказывается воздействие.

Обратите внимание на тот факт, что в детских приютах и домах ребёнка дети нередко вырастают с отставанием в развитии, даже умственно отсталые. Причина этого кроется в том, что ребёнок с самого раннего возраста не получал достаточно раздражителей для мозга, был лишён новых впечатлений и возможности знакомиться с окружающим его миром при помощи родителей.

2. Интеллект и физическое развитие.

В развитии интеллекта ребенка огромную роль играет то, насколько хорошо ребёнок развивается физически. Развитие интеллекта в раннем периоде характеризуется тремя важнейшими пунктами. Первый – способность вообразить мысленно отсутствующий в данный момент перед глазами предмет. Эта способность при нормальном развитии возникает на шестом месяце жизни малыша. Иконическая память должна сформироваться в конце первого года жизни. И наконец, третий пункт – способность к символическому кодированию, которая формируется к полутора годам.

Эти способности развиваются, прежде всего, в результате активного познания мира. Всё, что попадает в поле зрения малыша, изучается, пробуется на ощупь, на вкус. Поэтому постарайтесь максимально давать возможность своему ребёнку трогать предметы, пробовать их « на зуб», естественно, запрещая только то, что действительно представляет опасность. Постепенно ребёнок научится по-разному поступать с различными предметами (изначально, когда малыш не различает предметы, он будет стремиться со всеми объектами обращаться одинаковым образом).

Когда малышу ещё не исполнилось полугода, он не представляет себе, что объекты или люди, исчезнувшие из его поля зрения, продолжают существовать. И лишь после первого полугодия жизни его мозг становится способным воспринимать этот факт. При этом постоянство людей – ощущение, которое у ребёнка появляется раньше, чем понимание постоянства неодушевлённых предметов.

3. Гимнастика и плавание.

Для стимулирования развития мозговой деятельности и, как следствие, повышения уровня интеллекта очень большое значение имеют регулярная гимнастика, плавание.

В начале гимнастика должна быть самой простой: потяните ребёнка за ручки, ножки, уложив его на спинку. Скрестите его ручки на груди. Сделайте тоже самое с ножками. Выполните сгибание левой ручки и правой ножки так, чтобы коленка коснулась локтя. В завершение гимнастики положите ребёнка животиком на большой резиновый мяч и «покатайте» его на этом мяче во всех направлениях.

Плавать малыша можно учить с самого раннего возраста. Сегодня существует множество секций раннего развития детей, предлагающих услуги квалифицированных тренеров, работающих с малышами.

Очень важно максимально эффективно обучить ребёнка манипулировать своими пальчиками. Этому способствуют игры с мелкими предметами (только учтите, что они должны быть безопасными для ребёнка!). Очень интересна будет для ребёнка игра с крупой – например, с гречкой, или с макаронами. Эти предметы достаточно мелкие и при этом безопасны для малыша. Сем больше ребёнок будет оперировать своими ручками, пальчиками, тем более эффективно будет развиваться его мозг.

Если вы хотите, чтобы малыш вырос умным и развитым, первое, что вы должны ему дать – своё общение, внимание, возможность познавать мир и активно двигаться, определяя своё место в том мире.