Взаимосвязь физического развития и интеллектуальной одаренности детей дошкольного возраста
03 Ноя 2012, Автор: adminВ настоящее время актуализируется проблема интенсификации интеллектуального развития и улучшения физического здоровья детей дошкольного возраста, что было особо отмечено в Концепции модернизации образования в РФ на период до 2010 г. На необходимости соблюдения здоровьесберегающей функции образования настаивает В.К. Бельсевич. Дошкольное образование призвано сыграть ключевую роль в сохранении нации, её генофонда.
В МДОУ «Детский сад о.в. № 60», который тесно сотрудничает с инновационной школой МОУ «Гимназия № 18», ведется экспериментальная работа по обеспечению взаимосвязи физического развития и интеллектуальной одаренности детей под руководством доцента кафедры ФКД МаГУ, к.п.н. Н.М. Пручкиной. Интенсификация интеллектуального развития, развитие интеллектуальной одаренности требует наращивания ресурсов личности, чему способствует грамотная организация физкультурной и познавательно-речевой деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
При организации программ и занятий учитывались рекомендации отечественных ученых. Против ранней интеллектуальной акселерации возражал Запорожец. В.А. Сальников отмечал, что отставание в темпах развития от сверстников следует считать патологией, хотя и не пожизненно детерминированной. Но и факт искусственного ускорения темпов развития недостаточно изучен наукой. Поэтому мы возражаем против скоропалительных экспериментов и опираемся на те концептуальные идеи, которые апробированы временем и данными научных исследований, согласуются с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами работы с детьми дошкольного возраста. Мы ориентируемся на интегрированный подход к организации занятий и воспитательной работы по всем направлениям с целью гармонизации, обеспечения взаимосвязи полноценного физического и интеллектуально-творческого развития ребенка с учетом «зоны ближайшего развития», что возможно осуществлять в рамках программы «Детство».
В рамках постоянно действующего семинара в ДОУ № 60 «Одаренный ребенок» подробно освещались вопросы нейропсихологических основ развития ребенка. Нейропсихологии Т.Г. Визель, В.А. Семенович и другие доказали, что все ВПФ, обладающие признаком социальности, приобретаются на базе более элементарных психических явлений, таких как движения и ощущения, поэтому полноценное развитие двигательной сферы в целом в раннем и дошкольном возрасте обусловливает активизацию развития мышления.
Понятие интеллектуальной одаренности подробно освещено в работах Н.М. Пручкиной. Мы ориентируемся на понятие двигательных способностей В.А. Сальникова как совокупности индивидуальных свойств личности, обусловливающей успешное освоение физкультурной и спортивной деятельности. Психомоторная или двигательная одаренность — это такая совокупность морфофункциональных, биодинамических, психофизических особенностей, физических качеств личности, которая способствует достижению наивысших результатов в физкультурной и спортивной деятельности. В нашем дошкольном учреждении основное внимание сосредоточено на создании обогащенной среды, которая благоприятствует обеспечению полноценного физического и интеллектуального развития каждого ребенка, своевременному выявлению и поддержке детей с психомоторной и интеллектуальной одаренностью.
В детском саду оборудована спортивная площадка и спортзал с широким ассортиментом тренажеров, спортинвентаря и всего того, что способствует физическому развитию и закаливанию дошкольников, начиная с раннего возраста. В системе физического воспитания, наряду с традиционными физкультурными занятиями гимнастикой и соревнованиями, ребята вовлечены в работу секций и кружков «У-шу», «Ритмическая гимнастика», «Народные подвижные игры». Физкультурная деятельность в контексте оздоровительной работы с использованием босоного хождения, контрастных воздушных и водных ванн, ходьбой по солевым дорожкам «По тропе здоровья» позволяет осуществлять интегративное решение задач физического воспитания. Разработанная инструктором по физической культуре Г.Ф. Федоровой технология «Использование моделей в физкультурной деятельности» предусматривает интегральное развитие физических качеств личности и таких интеллектуальных операций, как прогнозирование, планирование, анализ при выполнении физических упражнений и элементов спортивных игр. Это позволяет не только повышать мышечную активность, но стимулировать практически все участки, в том числе и передние зоны коры головного мозга, обеспечивая взаимосвязь когнитивного и физического развития дошкольников в процессе физического воспитания. На базе нашего детского сада организуется преддипломная практика студентов факультета дошкольного образования, овладевающих специальностью «инструктор физической культуры дошкольников», участвующих в изучении вышеуказанной проблемы.
Удалось благодаря совместным усилиям детского сада и родителей решить важнейшую задачу положительной динамики снижения заболеваемости, несмотря на экологию г. Магнитогорска и интенсивные нагрузки. Заметны достижения дошкольного учреждения на городском уровне. В течение трех лет дети занимают призовые места на первенстве по лыжам «Веселый снеговик», в соревнованиях по плаванью, аэробике, в Осеннем кроссе. В 2010 году воспитанники ДОУ № 60 заняли первое место на городских спортивных состязаниях «Надежда Магнитки».
Организация познавательно-речевой деятельности в соответствии с Комплексно-целевой программой «Развитие интеллектуальной одаренности детей дошкольного возраста» дополнена исследовательскими играми, творческими заданиями на развитие спонтанности и креативности, чему в немалой степени способствуют также подвижные игры, гимнастические этюды, драматизации с повышенным уровнем двигательной активности, упражнения на мышечную релаксацию с опорой на воображение. Решение этических задач дополняет решение интеллектуально-творческих проблем.
В системе дополнительного образования дошкольники изучают английский язык, занимаются шахматами, моделированием. Введен новый курс «Развитие творческого воображения».
Постепенно выстраивается тематическое единство занятий и воспитательных мероприятий, что способствует формированию основ целостного научного гуманно-ориентированного мировоззрения, позитивно влияющих на формирование нравственных установок, самооценку и «Я-концепцию» ребенка.
Валеологический подход позволяет так выстроить режим дня и занятий, чтобы сочетать физкультурную и интеллектуальную деятельность, предусматривая при этом время для разнообразной игровой деятельности — ведущей для дошкольного периода, согласно Концепции периодизации развития Д.Б. Эльконина.
Выпускники детского сада успешно обучаются в инновационных школах — в гимназии № 18, школе № 5 для одаренных детей. Психологом детского сада осуществляется тестирование интеллектуально-творческих способностей детей с помощью батарей Дж. Векслера, краткого теста творческих способностей П. Торренса, адаптированного советскими учеными. Результаты тестирования свидетельствуют о позитивной динамике развития дошкольников, позволяют выявлять интеллектуально одаренных детей и в рамках основного и дополнительного дошкольного образования давать им дифференцированные задания повышенной трудности, стимулирующие мотивацию к интеллектуально-творческому развитию как одаренных детей, так и их сверстников, которые тоже успешно адаптируются к системе гимназического образования для детей с повышенными образовательными потребностями. Отмечены интеллектуально-творческие достижения ребят на различных конкурсах и смотрах.
Дух эксперимента и творчества сплачивает как педагогический, так и детский коллективы, позволяет приобщать родителей к образовательному процессу. Анкетирование родителей показало, что более 94% удовлетворены системой дошкольного образования. У родителей и педагогов крепнет убеждение, что каждый ребенок талантлив по-своему, надо только создать условия для его гармоничного и продуктивного развития, мажорной атмосферы для проживания самой счастливой поры человека — поры детства.
По научно-исследовательским материалам Н.Г. Тарабариной