Взаимосвязь физического развития и интеллектуальной одаренности детей дошкольного возраста

03 Ноя 2012, Автор: admin

В настоящее время актуализируется проблема интенсификации ин­теллектуального развития и улучшения физического здоровья детей до­школьного возраста, что было особо отмечено в Концепции модерниза­ции образования в РФ на период до 2010 г. На необходимости соблюдения здоровьесберегающей функции образования настаивает В.К. Бельсевич. Дошкольное образование призвано сыграть ключевую роль в сохранении нации, её генофонда.

В МДОУ «Детский сад о.в. № 60», который тесно сотрудничает с инновационной школой МОУ «Гимназия № 18», ведется экспериментальная работа по обеспечению взаимосвязи физического развития и интел­лектуальной одаренности детей под руководством доцента кафедры ФКД МаГУ, к.п.н. Н.М. Пручкиной. Интенсификация интеллектуального разви­тия, развитие интеллектуальной одаренности требует наращивания ресур­сов личности, чему способствует грамотная организация физкультурной и познавательно-речевой деятельности с учетом возрастных и индивидуаль­ных особенностей дошкольников.

При организации программ и занятий учитывались рекомендации отечественных ученых. Против ранней интеллектуальной акселерации возражал Запорожец. В.А. Сальников отмечал, что отставание в темпах развития от сверстников следует считать патологией, хотя и не пожизнен­но детерминированной. Но и факт искусственного ускорения темпов раз­вития недостаточно изучен наукой. Поэтому мы возражаем против ско­ропалительных экспериментов и опираемся на те концептуальные идеи, которые апробированы временем и данными научных исследований, со­гласуются с рекомендуемыми Министерством образования и науки про­граммами работы с детьми дошкольного возраста. Мы ориентируемся на интегрированный подход к организации занятий и воспитательной работы по всем направлениям с целью гармонизации, обеспечения взаимосвязи полноценного физического и интеллектуально-творческого развития ре­бенка с учетом «зоны ближайшего развития», что возможно осуществлять в рамках программы «Детство».

В рамках постоянно действующего семинара в ДОУ № 60 «Ода­ренный ребенок» подробно освещались вопросы нейропсихологических основ развития ребенка. Нейропсихологии Т.Г. Визель, В.А. Семенович и другие доказали, что все ВПФ, обладающие признаком социальности, приобретаются на базе более элементарных психических явлений, таких как движения и ощущения, поэтому полноценное развитие двигательной сферы в целом в раннем и дошкольном возрасте обусловливает активиза­цию развития мышления.

Понятие интеллектуальной одаренности подробно освещено в ра­ботах Н.М. Пручкиной. Мы ориентируемся на понятие двигательных спо­собностей В.А. Сальникова как совокупности индивидуальных свойств личности, обусловливающей успешное освоение физкультурной и спор­тивной деятельности. Психомоторная или двигательная одаренность — это такая совокупность морфофункциональных, биодинамических, психофи­зических особенностей, физических качеств личности, которая способс­твует достижению наивысших результатов в физкультурной и спортивной деятельности. В нашем дошкольном учреждении основное внимание со­средоточено на создании обогащенной среды, которая благоприятствует обеспечению полноценного физического и интеллектуального развития каждого ребенка, своевременному выявлению и поддержке детей с психо­моторной и интеллектуальной одаренностью.

В детском саду оборудована спортивная площадка и спортзал с ши­роким ассортиментом тренажеров, спортинвентаря и всего того, что спо­собствует физическому развитию и закаливанию дошкольников, начиная с раннего возраста. В системе физического воспитания, наряду с тради­ционными физкультурными занятиями гимнастикой и соревнованиями, ребята вовлечены в работу секций и кружков «У-шу», «Ритмическая гим­настика», «Народные подвижные игры». Физкультурная деятельность в контексте оздоровительной работы с использованием босоного хождения, контрастных воздушных и водных ванн, ходьбой по солевым дорожкам «По тропе здоровья» позволяет осуществлять интегративное решение за­дач физического воспитания. Разработанная инструктором по физической культуре Г.Ф. Федоровой технология «Использование моделей в физкуль­турной деятельности» предусматривает интегральное развитие физичес­ких качеств личности и таких интеллектуальных операций, как прогнози­рование, планирование, анализ при выполнении физических упражнений и элементов спортивных игр. Это позволяет не только повышать мышеч­ную активность, но стимулировать практически все участки, в том числе и передние зоны коры головного мозга, обеспечивая взаимосвязь когни­тивного и физического развития дошкольников в процессе физического воспитания. На базе нашего детского сада организуется преддипломная практика студентов факультета дошкольного образования, овладеваю­щих специальностью «инструктор физической культуры дошкольников», участвующих в изучении вышеуказанной проблемы.

Удалось благодаря совместным усилиям детского сада и родителей решить важнейшую задачу положительной динамики снижения заболева­емости, несмотря на экологию г. Магнитогорска и интенсивные нагрузки. Заметны достижения дошкольного учреждения на городском уровне. В течение трех лет дети занимают призовые места на первенстве по лыжам «Веселый снеговик», в соревнованиях по плаванью, аэробике, в Осеннем кроссе. В 2010 году воспитанники ДОУ № 60 заняли первое место на го­родских спортивных состязаниях «Надежда Магнитки».

Организация познавательно-речевой деятельности в соответствии с Комплексно-целевой программой «Развитие интеллектуальной одарен­ности детей дошкольного возраста» дополнена исследовательскими играми, творчески­ми заданиями на развитие спонтанности и креативности, чему в немалой степени способствуют также подвижные игры, гимнастические этюды, драматизации с повышенным уровнем двигательной активности, упраж­нения на мышечную релаксацию с опорой на воображение. Решение эти­ческих задач дополняет решение интеллектуально-творческих проблем.

В системе дополнительного образования дошкольники изучают ан­глийский язык, занимаются шахматами, моделированием. Введен новый курс «Развитие творческого воображения».

Постепенно выстраивается тематическое единство занятий и вос­питательных мероприятий, что способствует формированию основ це­лостного научного гуманно-ориентированного мировоззрения, позитивно влияющих на формирование нравственных установок, самооценку и «Я-концепцию» ребенка.

Валеологический подход позволяет так выстроить режим дня и за­нятий, чтобы сочетать физкультурную и интеллектуальную деятельность, предусматривая при этом время для разнообразной игровой деятельности —  ведущей для дошкольного периода, согласно Концепции периодизации развития Д.Б. Эльконина.

Выпускники детского сада успешно обучаются в инновационных школах — в гимназии № 18, школе № 5 для одаренных детей. Психологом детского сада осуществляется тестирование интеллектуально-творчес­ких способностей детей с помощью батарей Дж. Векслера, краткого теста творческих способностей П. Торренса, адаптированного советскими уче­ными. Результаты тестирования свидетельствуют о позитивной динамике развития дошкольников, позволяют выявлять интеллектуально одаренных детей и в рамках основного и дополнительного дошкольного образования давать им дифференцированные задания повышенной трудности, стиму­лирующие мотивацию к интеллектуально-творческому развитию как ода­ренных детей, так и их сверстников, которые тоже успешно адаптируются к системе гимназического образования для детей с повышенными образо­вательными потребностями. Отмечены интеллектуально-творческие до­стижения ребят на различных конкурсах и смотрах.

Дух эксперимента и творчества сплачивает как педагогический, так и детский коллективы, позволяет приобщать родителей к образова­тельному процессу. Анкетирование родителей показало, что более 94% удовлетворены системой дошкольного образования. У родителей и педа­гогов крепнет убеждение, что каждый ребенок талантлив по-своему, надо только создать условия для его гармоничного и продуктивного развития, мажорной атмосферы для проживания самой счастливой поры человека —  поры детства.

По научно-исследовательским материалам Н.Г. Тарабариной