Психолого-педагогическая поддержка развития социальной одаренности детей
01 Окт 2012, Автор: adminВ работе педагога и педагога-психолога по развитию детской одаренности значимы все её этапы в данном направлении, начиная с диагностического, которому мы придаем важное значение. Что же касается идентификации социальной одаренности, выявления её признаков в дошкольной группе, то нам бы хотелось отметить и такое дополнительное, специфическое и особо важное её назначение как создание благоприятных условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, воспитывающихся в условиях дошкольного учреждения. В данном же сообщении мы остановимся на деятельности воспитателя и педагога-психолога по развитию социальной одаренности и коммуникативных способностей, концептуальные основы которой были предложены ВТК «Дарование» (науч. рук. Е.А. Панько) (Белорусский государственный педагогический университет).
Оказание психолого-педагогической поддержки в развитии одаренности и способностей в сфере общения воспитанникам детского сада — важная задача личностно ориентированного педагога. Проведенное исследование дает основание к числу основных направлений, значимых для её решения, отнести следующие:
1). Укрепление и поддержание психологического здоровья детей как целостного состояния личности, создание в дошкольной группе безопасной атмосферы, которая рождала бы у дошкольников чувство защищенности, доверия к миру, окружающим людям, содействовала бы эмоциональному комфорту для каждого воспитанника;
2). Развитие мотивации дошкольников — углубление интереса к человеку, его внутреннему миру; формирование гуманистической направленности поведения, основ духовности, поддержка ростков «нравственной одаренности»;
3). Повышение уровня самовосприятия воспитанников, формирование у них позитивной Я-концепции;
4). Развитие и формирование коммуникативно-речевых способностей, невербальных средств общения;
5). Развитие социального и эмоционального мышления дошкольников;
6). Развитие творчества и креативности в общении;
7). Формирование эмоционально-волевой сферы, развитие произвольности в общении;
8). Развитие организаторских способностей и одаренности; приобщение к психологической культуре.
При определении стратегии в работе с детьми мы исходим из того, что дошкольное детство — период, когда интересы, склонности, задатки, как правило, только начинают проявляться; наряду с детьми с актуальной одаренностью в дошкольной группе могут быть и воспитанники с потенциальной одаренностью. Поэтому представляется целесообразным «поле воздействий» не ограничивать детьми, уже проявившими признаки одаренности, а по возможности оставлять его широким. Такая позиция сказалась на отданное нами предпочтение «подходу с различными уровнями» (LOS), новому, приобретающему популярность и перспективному (не только на наш взгляд) типу обучения. Данной стратегией предлагается четыре уровня услуг, цель которых — определение (самоопределение) образовательного уровня учащегося (студента) и оказание ему соответствующей данному уровню помощи для развития его способностей. Этот подход был нами адаптирован (с учетом дошкольного возраста и специфики конкретного вида детской одаренности) и положен в основу работы по развитию способностей и социальной одаренности воспитанников детского сада. Он предполагает дифференцированную работу с детьми, решение задач разной сложности в зависимости от уровня развития их социальных способностей:
— уровень 1 — для всех дошкольников (предусмотрен базисной программой дошкольного образования «Пралеска»);
— уровень 2 — для многих; предназначен для дошкольников, чьи социальные способности выше средних (частично задачи этого уровня также представлены в программе «Пралеска»);
— уровень 3 — для социально одаренных дошкольников.
Предложенной системой учтен и возраст воспитанников детского сада (младший дошкольный (3-4 г.) («Почемучки»), старший дошкольный (5-6 лет) («Фантазеры»).
В ходе работы особое значение придавалось таким принципам как: принцип системности и целостности; принцип природосообразности и амплификации развития; принцип развития детского творчества, воображения на всех этапах обучения и воспитания дошкольников; принцип субъектности; принцип гармонического сочетания развития ребенка (под влиянием целенаправленных воздействий взрослых) и саморазвития с созданием соответствующих психологических и организационных условий для них; принцип культуросообразности; принцип оптимального педагогического взаимодействия, сотрудничества с родителями воспитанников; принцип жизненного оптимизма.
По научно-исследовательским материалам Е.А. Панько, Н.С. Старжинской, Е.П. Чесноковой