Психолого-педагогическая поддержка развития социальной одаренности детей

01 Окт 2012, Автор: admin

В работе педагога и педагога-психолога по развитию детской ода­ренности значимы все её этапы в данном направлении, начиная с диа­гностического, которому мы придаем важное значение. Что же касается идентификации социальной одаренности, выявления её признаков в до­школьной группе, то нам бы хотелось отметить и такое дополнительное, специфическое и особо важное её назначение как создание благоприятных условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, воспитывающихся в условиях дошкольного учреждения. В данном же сообщении мы остановимся на деятельности воспитателя и педагога-пси­холога по развитию социальной одаренности и коммуникативных способ­ностей, концептуальные основы которой были предложены ВТК «Даро­вание» (науч. рук. Е.А. Панько) (Белорусский государственный педагоги­ческий университет).

Оказание психолого-педагогической поддержки в развитии ода­ренности и способностей в сфере общения воспитанникам детского сада — важная задача личностно ориентированного педагога. Проведенное ис­следование дает основание к числу основных направлений, значимых для её решения, отнести следующие:

1). Укрепление и поддержание психологического здоровья детей как целостного состояния личности, создание в дошкольной группе безопас­ной атмосферы, которая рождала бы у дошкольников чувство защищен­ности, доверия к миру, окружающим людям, содействовала бы эмоцио­нальному комфорту для каждого воспитанника;

2). Развитие мотивации дошкольников — углубление интереса к чело­веку, его внутреннему миру; формирование гуманистической направлен­ности поведения, основ духовности, поддержка ростков «нравственной одаренности»;

3). Повышение уровня самовосприятия воспитанников, формирова­ние у них позитивной Я-концепции;

4). Развитие и формирование коммуникативно-речевых способнос­тей, невербальных средств общения;

5). Развитие социального и эмоционального мышления дошкольников;

6). Развитие творчества и креативности в общении;

7). Формирование эмоционально-волевой сферы, развитие произволь­ности в общении;

8). Развитие организаторских способностей и одаренности; приоб­щение к психологической культуре.

При определении стратегии в работе с детьми мы исходим из того, что дошкольное детство — период, когда интересы, склонности, задатки, как правило, только начинают проявляться; наряду с детьми с актуальной одаренностью в дошкольной группе могут быть и воспитанники с потен­циальной одаренностью. Поэтому представляется целесообразным «поле воздействий» не ограничивать детьми, уже проявившими признаки ода­ренности, а по возможности оставлять его широким. Такая позиция сказа­лась на отданное нами предпочтение «подходу с различными уровнями» (LOS), новому, приобретающему популярность и перспективному (не только на наш взгляд) типу обучения. Данной стратегией предлагается че­тыре уровня услуг, цель которых — определение (самоопределение) обра­зовательного уровня учащегося (студента) и оказание ему соответствую­щей данному уровню помощи для развития его способностей. Этот подход был нами адаптирован (с учетом дошкольного возраста и специфики кон­кретного вида детской одаренности) и положен в основу работы по раз­витию способностей и социальной одаренности воспитанников детского сада. Он предполагает дифференцированную работу с детьми, решение задач разной сложности в зависимости от уровня развития их социальных способностей:

— уровень 1 — для всех дошкольников (предусмотрен базисной про­граммой дошкольного образования «Пралеска»);

— уровень 2 — для многих; предназначен для дошкольников, чьи со­циальные способности выше средних (частично задачи этого уровня так­же представлены в программе «Пралеска»);

— уровень 3 — для социально одаренных дошкольников.

Предложенной системой учтен и возраст воспитанников детского сада (младший дошкольный (3-4 г.) («Почемучки»), старший дошкольный (5-6 лет) («Фантазеры»).

В ходе работы особое значение придавалось таким принципам как: принцип системности и целостности; принцип природосообразности и амплификации развития; принцип развития детского творчества, вооб­ражения на всех этапах обучения и воспитания дошкольников; принцип субъектности; принцип гармонического сочетания развития ребенка (под влиянием целенаправленных воздействий взрослых) и саморазвития с со­зданием соответствующих психологических и организационных условий для них; принцип культуросообразности; принцип оптимального педаго­гического взаимодействия, сотрудничества с родителями воспитанников; принцип жизненного оптимизма.

По научно-исследовательским материалам  Е.А. Панько, Н.С. Старжинской, Е.П. Чесноковой