Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах творческого развития ребенка

25 Окт 2012, Автор: admin

Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом за­висит от влияния родителей и других взрослых членов семьи. Черты ха­рактера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обна­ружены достаточно рано. Результаты развития творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда осуществляется взаимодействие детского сада и семьи, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.

Родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами. Важно и необходимо обеспечить ребенка все­ми необходимыми материалами и инструментами для занятий творчест­вом дома, не ограничивать его свободу в выборе материалов.

Занимаясь творческой деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и рас­ширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность нахо­дить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать, обобщать. А эти качества нужны не только художникам, они полезны любым специалистам.

На наш взгляд, наиболее эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи по развитию креативных способностей дошкольников и родителей — ор­ганизация бесед-практикумов, которые предполагают совместную де­ятельность взрослых и детей. Цель наших встреч — отвлечь взрослых от повседневной суеты и обратить внимание на творческое развитие своего ребенка, возможность пообщаться непосредственно в творческой атмос­фере изостудии во время совместного выполнения заданий, предлагаемых педагогом.

Приведем фрагмент этой формы работы, его особенность состоит в том, что занятия проводятся со всей семьей, педагог делает для взрослых теоретическое сообщение, а затем в практическую совместную работу с родителями обязательно включаются дети.

Тема первой встречи: «Тестопластика»

Тема второй встречи: «Играем с красками»

В данных играх важен сам процесс, увлекающий ребенка, мобили­зующий его фантазию и желание творить. Так как игра является процессу­альным, а не продуктивным видом деятельности — ребенок по-своему преобразует окружающую среду, что является первым шагом к творчеству. Поэтому в основе нашей работы по развитию творческих способностей детей лежит игровая деятельность.

Организация бесед-практикумов, куда мы приглашаем родителей вместе с детьми, предполагает совместную деятельность взрослых и де­тей по темам: «Лепка из соленого теста», «Играем с красками», «Наши руки не для скуки», «В преддверии карнавала», «Народные куклы-обере­ги», «Создаем новое пространство», «Волшебный сон камня», «Картины из песка» и др.

Цель наших бесед-практикумов — отвлечь взрослых от повседневной суеты и обратить внимание на творческое развитие своего ребенка, возмож­ность пообщаться непосредственно в творческой атмосфере изостудии во время совместного выполнения заданий, предлагаемых педагогом.

Практика проведения подобных мероприятий показала, что у детей и родителей возникает неподдельный интерес к такому виду деятельности. Практикумы целесообразно проводить один раз в месяц, ориентируясь на праздничный календарь, особенность текущего сезона, а так же включая в тематику занятий работу с современным материалом, сочетая знакомые художественные технологии с новыми — изготовление мобилей, создание картин из песка и предметов быта и интерьера из доступного природного материала, работа с краской-контуром, плетение народных игрушек из со­ломы и мочала и другое.

За короткое время наших бесед невозможно охватить то огромное количество игровых занятий, которыми можно увлечь ребенка, поэтому вниманию родителей предлагаем литературу, в которой можно найти по­добные задания и игры.

Из опыта работы Е.Б. Рудаковой, воспитателя по изобразительной деятельности МДОУ № 67 г. Тольятти