Лидерство в группах детей

19 Апр 2016, Автор: admin

Изучение стилей лидерства в группах детей позволило выделить детерминанты лидерства, которые имеют достаточно устойчивый характер. К ним относятся:

1. Высокая, но при этом адекватная самооценка ребенка.

2. Высокий уровень притязания на признание в группе сверстников.

3. Бесконфликтность ребенка и его уверенности в себе и своих возможностях.

4. Разумное стремление к самоутверждению.

5. Эффективное взаимодействие со сверстниками и влияние на них.

6. Стремление к положительному доминированию и социальной успешности.

Независимо от стиля лидерства, проявляемые качества зачастую тормозят развитие у ребенка других способностей, ведь часто организаторский талант несопоставим с творческим началом.

Активное притязание на признание позволяет детям добиваться права на лидерство, однако при этом ребенок постоянно находится в напряжении, которое связано с необходимостью поддерживать свое место в группе и свой статус, с состоянием готовности отразить удар, принять решение или отстоять свою точку зрения.

Наиболее рациональным является такой стиль лидерства когда ребенок проявляет заинтересованность в социальных контактах, занимает по отношению к членам группы активно-доброжелательную позицию (руководство, помощь).

Довольно слабая позитивная связь между стремлением к доминированию и лидерским статусом свидетельствует о том, что одного стремления к доминированию недостаточно. Завышенные притязания, фиксация на препятствии или самозащите противопоказаны ребенку-лидеру.