Стили лидерства в группах детей дошкольного возраста
18 Апр 2016, Автор: adminМы уже рассмотрели стили лидерства, проявляемые во взрослом сообществе. Возникает вопрос: правомерны ли данные стили лидерства в группах детей дошкольного возраста? Возможно ли в детском сообществе присутствие лидера-демократа, авторитарного лидера или либерала? Как определить наличие лидера в группе и стиль его взаимодействия со сверстниками?
В первую очередь обратим внимание на то, что как взрослым, так и детям присущи все три типа лидерства, выделенных К. Левиным, а также харазматический стиль, который не был отражен в представленных ранее классификациях и предполагающий личное обаяние человека и силу его природного убеждения.
Также следует отметить, что в детском сообществе дошкольного возраста лидеров не так уж и много. Часто за лидерские качества взрослые принимают эгоцентричность детей, которые в силу возраста и воспитания, не хотят считаться с другими людьми. Здесь важно понаблюдать за ребенком и определить, насколько он гибок во взаимодействии с другими. Если ребенок чутко улавливает настроение другого и, в зависимости от ситуации, пользуется методом «кнута и пряника», значит перед нами лидер. Если же ребенок не взирая ни на что, гнет свою линию, прямолинейно навязывает свою волю, допуская обиды и капризы, то речь уже пойдет не о лидерстве, а об эгоизме.
Ситуации, когда ребенок предпочитает заведомо успешную деятельность и отказывается продолжать то или иное занятие, говорят об отсутствии у него опыта неудач, неумении оценить свои сильные и слабые стороны и страхе ребенка оказаться несостоятельным в деятельности.
Протест ребенка в ситуации, когда при нем хвалят кого-то другого, тоже не означает лидерской позиции, а говорит о формирующемся стремлении самоутверждаться за чужой счет. Умение перенимать положительные качества от других людей – важнейшая черта любого лидера.
Итак, попытаемся определить ребенка-лидера, найти отличие проявлений лидерских качеств и обыкновенного детского эгоизма, определить стили лидерства в группах детей и выделить их плюсы и минусы (см. таблицу).
Стили лидерства в группах детей
Стиль лидерства | Качества лидера | Плюсы стиля | Минусы стиля | Психолого-педагогическое сопровождение |
харизматик | сила убеждения и обаяние;
статус регулярно подкрепляется разнообразными героическими поступками. |
выразительная мимика, красноречие и фантазия;
веселый и интересный в общении; располагающий к подчинению. |
отсутствие разумной агрессивности;
замыкается в себе и начинает хандрить при появлении конкурента. |
обучение приемам конкурентной борьбы. |
демократ | чутко реагирует на настроения коллектива;
умело гасит конфликты с потенциальными конкурентами; без проблем делегирует другим часть своих полномочий |
не упивается своей значимостью
радеет за общее дело |
время от времени лидерская позиция теряет устойчивость
ребенок уходит в тень и дожидается какой-нибудь критической ситуации, в которой он сможет применить свой организаторский талант вместо репутации лидера малыш рискует получить звание «любимчика». |
давая поручения ребенку, не допускать приклеивания к нему ярлыка «любимчика»;
обеспечить ребенку дистанцированность от взрослых и приближенность к ровесникам; научить пониманию индивидуальности других детей и непохожести на него самого в соблюдении правил и требований |
диктатор | не ищет всеобщей любви, он следует принципу «боятся — значит, уважают»;
действия направлены исключительно на достижение собственной выгоды; устанавливает тоталитарную систему правления; старается контролировать все сферы жизни сверстников; решает, кому и с кем можно дружить, кого принимать в игру и т.п.; выстраивает в коллективе иерархию, приближает к себе наиболее зависимых детей; легко меняет фаворитов; наказывает неповиновение штрафами; иногда не брезгует вымогательством |
обнаружить что-то положительное в поведении юного тирана довольно трудно, да и делать этого, честно говоря, не стоит | диктаторские замашки не способствуют развитию личности ребенка, а, наоборот, сильно вредят ему;
ребенку чрезвычайно трудно обзавестись друзьями; не может получать удовольствие от обычных детских игр; основной эмоцией такого ребенка обычно становится «агрессия» или злоба на весь мир. |
обращать внимание на происхождение частых подарков у ребенка;
заменить авторитарный стиль взаимодействия с ребенком на более конструктивный вариант; исключить из общения с ребенком критику; научить использовать лидерские качества в мирных целях |
анархист | никого ни к чему не принуждает
нарушает установленные правила, заразительно для остальных детей не утруждает себя анализом произошедшего ему нравится веселая и шумная жизнь как только становится скучно, немедленно придумывает очередное шоу. |
креативность;
энергичность; склонность к разнообразным экспериментам. |
объектами для экспериментов, как правило, становятся другие дети;
заинтересован процессом, не задумывается последствиях своих поступков |
необходимо направить энергию ребенка в мирное русло;
необходимо задействовать творческие способности малыша; внушить мысль о важности результатов любой деятельности, особенно если ими можно гордиться научить искать созидательные способы применения своих лидерских талантов. |