Психолого-педагогический аспект развития лидерства у дошкольников

17 Апр 2016, Автор: admin

Общественно-политическое развитие современной России диктует серьезные требования к конкурентноспособности каждого гражданина страны. Сегодня успешность человека зависит от качества его реакции на быстро происходящие изменения в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Особую значимость приобретают такие качества как социальная активность, инициативность, лидерская целеустремленность, предпосылки которых закладываются в дошкольном детстве.

Генетически ранней ступенью социальной организации людей является дошкольная группа. Отношения в детском сообществе дошкольного возраста представляют собой целостную систему, которая имеет определенную внутреннюю структуру, динамику развития. Эти отношения нельзя назвать однозначными и простыми.

Детское сообщество – это специфическая группа, из которой берут начало многие социально-психологические явления. Корни феномена лидерства также необходимо искать в дошкольной группе. В связи с этим становится актуальным изучение личностных характеристик ребенка старшего дошкольного возраста, которые позволяют ему достичь статуса лидера в группе сверстников. Важное значение приобретает и личностно-ориентированная педагогика, которая рассматривает ребенка как субъекта образовательного процесса и предполагает его активное саморазвитие в специально организованных условиях.

Рассмотренные нами в предыдущем параграфе теории показали, что развитие лидерства у дошкольников происходит под влиянием таких факторов как наследственность, среда и воспитание. Первую позицию занимают наследуемые качества – врожденные, природные особенности ребенка, которые во многом определяют стиль его взаимодействия со сверстниками в детском сообществе.

Однако не только биологические качества имеют значение. Важно и то, какую социальную наследственность получает ребенок от родителей, какой социально-психологический опыт поведения близких он усваивает в семье и в своем ближайшем окружении.

Одну из позиций занимают процессы социализации, к которым относится общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Человеческое общение обеспечивает ребенку духовное, социальное и психическое развитие.

Среда, в которой организуется реальная деятельность ребенка также существенно влияет на его развитие в целом и на становление у него лидерских качеств. К условиям среды относят разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные и семейные.

Бывает так, что влияние наследственности и среды дают отрицательный эффект в развитии ребенка и, сформированные под их влиянием качества, нуждаются в коррекции. Такая корректировка осуществляется в процессе воспитания, который исследователи рассматривают как основной путь формирования личности. Положительной стороной воспитания является его целенаправленное, систематичное и квалифицированное руководство ребенком. Слабым местом воспитания называют необходимость осознанного участия воспитуемого в данном процессе, при том, что наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

Отсюда вытекает следующая позиция – это деятельность личности, под которой понимается все многообразие естественных для ребенка видов деятельности, которые могут носить активный и пассивный характер. Требования ребенка ко взрослым и сверстникам, выражение своей позиции и своего отношения к окружающему, наличие своей точки зрения и своего мнения свидетельствуют о том, что ребенок проявляет себя как активное существо.

я ребенка более свободным во взаимодействии и общении, уверенным в себе и своих возможностях. Наличие разнообразного знания позволяет ребенку почувствовать свою значимость и свою силу, осознать способность переделывать внешний мир согласно своим потребностям.

Таким образом, мы констатируем определенную взаимосвязь и взаимозависимость между факторами развития личности и лидерских качеств у ребенка дошкольного возраста. Их воздействия, несмотря на проявляющуюся иногда противоречивость, составляют внешние и внутренние условия формирования и развития человека.

Формирование личности, происходящее на этапе дошкольного детства, делает данный возрастной период сензитивным для воспитания лидерских качеств у детей. От того, насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, насколько правильно будут сформированы его лидерские качества, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. Именно в старшем дошкольном возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни.