Особенности развития художественно-образного мышления дошкольников

28 Июл 2013, Автор: admin

Мышление как способность сознания проявляется в процессе реше­ния и постановки практических и теоретических проблем. Это дает воз­можность говорить о различных типах и видах мышления, классифицируя их по характеру самих проблем, по способам их решения и т.д. Образное мышление — один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением.

Для исследования художественно-образного мышления интересны теоретические идеи философии о диалектической взаимосвязи процессов, явлений, духовно-ценностном значении и характере жизнедеятельности личности, мышления человека. В философии и эстетической мысли данная проблема затрагивалась в той или иной форме еще в глубокой древности. Мыслители Античности говорили о способности человеческого сознания (особенно в процессе творчества) порождать, оперировать и воплощать раз­личные образы. Согласно Платону, все прекрасное способно развиваться от материального начала к духовному. Человек, познавая красоту отдельной вещи, поднимается своим сознанием до понимания прекрасного вообще (НА. Бердяев, А.Я. Зись, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, М.С. Каган, Н.И. Киящен-ко, Ю.Б. Бореев, B.C. Соловьёв, Мелик-Пашаев, И.С. Якиманская и др.).

В условиях современной цивилизации, ориентированной на техни­ческий прогресс, образование в основном нацелено на активизацию логи­ческого мышления. Следовательно, педагогическая наука и практика на­илучшим образом проявляют себя в способности тренировать рациональ­ное мышление, чего нельзя сказать относительно образного, проявляюще­гося самым удивительным образом в творчестве, в интуиции, без которой нельзя получить во всем объеме истинного представления о жизни.

Художественно-образное мышление как понятие имеет два компо­нента. «Художественное» — отражающее специфику восприятия, владение формами воплощения, анализом средств и приемов, необходимых для раскрытия образа, и «образное» — как природная способность сознания к обобщению и выражению субъективного отношения к тем или иным предметам или явлениям окружающей действительности [4].

Анализируя связь между функционированием рационально-логи­ческого и образного мышления по принципу взаимного дополнения с ду­ховным ростом человека, мы приходим к убеждению, что на сегодняшний день существует проблема повышения потенциала образного мышления в жизнедеятельности человека, начиная с периода дошкольного возраста. В.Г. Ражников [2] пишет о том, что спонтанное раскрытие малыша в ран­нем онтогенезе, игровая деятельность дошкольника, обучение-развитие школьника, внутренне строится на содержании художественного образа. Именно художественно-образное мышление «питает» когнитивные, пред­метные и другие (в том числе абстрактные и конкретные) познавательные идеи детей.

Первоисточником развития художественно-образного мышления является искусство. Психологи отмечают, что позитивная картина мира, складывающаяся в детские годы, во многом зависит от того, какое влияние на становление личности оказали музыка, поэзия, живопись, театр [3].

Ученые и практики говорят о необходимости разработки действен­ных методов и приемов развития художественно-образного мышления, позволяющих ребенку адекватно оценивать проблемные обучающие си­туации и эффективно решать творческие задачи, выдвигать инновацион­ные идеи. В педагогике искусства используются:

— методы развивающего обучения, способствующие усилению твор­ческих элементов в разнообразных видах деятельности (например, исполь­зование заданий открытого типа, формирующих дивергентное мышление);

—  проблемные методы обучения, влияющие на познавательную мо­тивацию;

— стимулирование самостоятельности детей как основы для перехо­да от подражательного и репродуктивного уровня к творческому уровню развития личности и др.

Мы считаем, что для более эффективного развития художественно-образного мышления важно применение комплексной системы методов и приемов в музыкальном и художественно-эстетическом воспитании. Нами разработаны музыкальные игры, позволяющие эффективно разви­вать художественно-образное мышление детей дошкольного и младшего школьного возраста. Включение игр в педагогический процесс предпола­гает определенную последовательность, основанную на логике развития художественно-образного мышления детей 6-8 лет.

Первый этап. Накопление опыта восприятия различных по характе­ру и тематике музыкальных и художественных произведений. В процессе разработанных нами игр дети осваивали интонационные краски и оттенки музыкальных произведений и соотносили их с содержанием других видов искусств (живопись, литература).

На занятиях и уроках музыки предлагаются игры, основанные на действиях уподобления звучанию музыкального произведения: «Танцую­щие пальчики», «Подбери инструмент», «Сочини аккомпанемент», «Ри­суем музыку», «Цветной этюд», «Цветные звуки», «Поющие руки», «Му­зыкальный дует», «Сочиняем музыку стиха», «Играем в оркестр» и др.

Второй этап. Формирование способности к ассоциации, синесте­зии вовремя восприятия музыки:

—   сопоставление и сравнение музыкальных и художественных про­изведений;

—   замещение элементов музыкальной речи знаками и символами;

—   развитие музыкального мышления и словаря эмоций.

Ассоциативность мышления и творческий характер восприятия му­зыки получали развитие в таких музыкальных играх, как «Найди пару», «Картина зазвучала», «Подбери слова», «Цветная партитура», «Художник раскрашивает музыку», «Найди в стихотворении слова» и др.

Третий этап. Развитие художественно-творческих способностей путем создания музыкальных образов в различных видах продуктивной музыкальной деятельности:

— сочинение сюжетов историй на основе логики развития музыкаль­ной речи (динамика, темп, паузы, акценты, смена настроения и др.);

— создание образа героя сюжета музыкального произведения и обыг­рывание взаимодействия с другими персонажами;

— режиссура последовательности музыкальных произведений на осно­ве объединения их общим смыслом, сюжетом и способом взаимодействия;

— фантазирование по поводу событий, происходящих внутри худо­жественного образа, осмысление собственных чувств и переживаний, воз­никающих в ходе восприятия музыки.

Нами было разработано содержание сюжетно-тематических игро­вых комплексов:

—   «Снежная сказка» на основе музыки П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»;

—  «Солнечная сказка» на основе пьесы И.С. Баха «Шутка»;

— «Сказка о звонком колокольчике» на основе пьесы Ф. Листа «Кампанелла»;

—  «Утренняя сказка» на основе пьесы Э. Грига «Утро» и др.

В ходе таких игр дети не только придумывали сюжет, но и выступа­ли в качестве режиссеров и актеров в музыкально-игровом действии, инс­ценируя музыкальные произведения в определенном жанре: мини-опера, мини-балет, мини-оркестр. Мы использовали такие методы, как уподобления и импровизация, творческие задания, метод физических действий (по К.С. Станиславскому). Драматизация музыкальных произведений пред­полагала развитие у детей умения изображать и выражать разнообразные эмоциональные переживания, самостоятельно выстраивать музыкально-игровые драматизации на сюжетной основе и объединять разные виды му­зыкальной деятельности (пение, движение, оркестровка) в творческом их воплощении.

Научно-теоретические и практические результаты исследования позволили определить комплекс организационно-педагогических и пси­хологических условий развития художественно-образного мышления и творческих способностей детей в музыкально-игровой деятельности:

— накопление опыта восприятия высокохудожественных произведе­ний с целью углубления эмоционально-образного осмысления музыки и нахождения адекватных игровых действий в форме движений, темброво-инструментальных, интонационных уподоблений;

—  разработка системы музыкальных игр, обеспечивающей интегра­цию музыки, пения, движения, рисования и художественного слова;

— построение музыкальных занятий и уроков музыки по модели творческой игры, инициирующей импровизационную музыкально-про­дуктивную деятельность детей;

— включение сюжетно-тематических игровых комплексов, углубля­ющих способность к творческой деятельности, стимулирующих художес­твенное воображение, способность к ассоциированию, а также реализа­цию творческих замыслов в сюжетной их разработке.

Исследование показало, что эффективным средством развития худо­жественно-образного мышления детей 6-8 лет является накопление опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкальной классики как эталонов для творческой деятельности, способных обогатить художес­твенное воображение ребёнка, активизировать творческое начало в игре, стимулировать оригинальность и ассоциативность мышления. Данные компоненты определяют основу взаимодействия музыкальной и игровой деятельности, способствуя эмоционально-образному восприятию музыки и созданию музыкально-игрового образа.

Таким образом, художественно-образное мышление является важ­ным компонентом в музыкально-эстетическом развитии ребенка. Оно поз­воляет достичь эмоционально прочувствованного и творчески осмыслен­ного понимания художественного образа произведения искусства, созда­вать собственные оригинальные художественно-игровые образы, а также убедительно, по законам художественной деятельности интерпретировать осваиваемый материал с опорой на эстетические чувства при активном участии эмоциональной и интеллектуальной сфер.