Особенности развития художественно-образного мышления дошкольников
28 Июл 2013, Автор: adminМышление как способность сознания проявляется в процессе решения и постановки практических и теоретических проблем. Это дает возможность говорить о различных типах и видах мышления, классифицируя их по характеру самих проблем, по способам их решения и т.д. Образное мышление — один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением.
Для исследования художественно-образного мышления интересны теоретические идеи философии о диалектической взаимосвязи процессов, явлений, духовно-ценностном значении и характере жизнедеятельности личности, мышления человека. В философии и эстетической мысли данная проблема затрагивалась в той или иной форме еще в глубокой древности. Мыслители Античности говорили о способности человеческого сознания (особенно в процессе творчества) порождать, оперировать и воплощать различные образы. Согласно Платону, все прекрасное способно развиваться от материального начала к духовному. Человек, познавая красоту отдельной вещи, поднимается своим сознанием до понимания прекрасного вообще (НА. Бердяев, А.Я. Зись, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, М.С. Каган, Н.И. Киящен-ко, Ю.Б. Бореев, B.C. Соловьёв, Мелик-Пашаев, И.С. Якиманская и др.).
В условиях современной цивилизации, ориентированной на технический прогресс, образование в основном нацелено на активизацию логического мышления. Следовательно, педагогическая наука и практика наилучшим образом проявляют себя в способности тренировать рациональное мышление, чего нельзя сказать относительно образного, проявляющегося самым удивительным образом в творчестве, в интуиции, без которой нельзя получить во всем объеме истинного представления о жизни.
Художественно-образное мышление как понятие имеет два компонента. «Художественное» — отражающее специфику восприятия, владение формами воплощения, анализом средств и приемов, необходимых для раскрытия образа, и «образное» — как природная способность сознания к обобщению и выражению субъективного отношения к тем или иным предметам или явлениям окружающей действительности [4].
Анализируя связь между функционированием рационально-логического и образного мышления по принципу взаимного дополнения с духовным ростом человека, мы приходим к убеждению, что на сегодняшний день существует проблема повышения потенциала образного мышления в жизнедеятельности человека, начиная с периода дошкольного возраста. В.Г. Ражников [2] пишет о том, что спонтанное раскрытие малыша в раннем онтогенезе, игровая деятельность дошкольника, обучение-развитие школьника, внутренне строится на содержании художественного образа. Именно художественно-образное мышление «питает» когнитивные, предметные и другие (в том числе абстрактные и конкретные) познавательные идеи детей.
Первоисточником развития художественно-образного мышления является искусство. Психологи отмечают, что позитивная картина мира, складывающаяся в детские годы, во многом зависит от того, какое влияние на становление личности оказали музыка, поэзия, живопись, театр [3].
Ученые и практики говорят о необходимости разработки действенных методов и приемов развития художественно-образного мышления, позволяющих ребенку адекватно оценивать проблемные обучающие ситуации и эффективно решать творческие задачи, выдвигать инновационные идеи. В педагогике искусства используются:
— методы развивающего обучения, способствующие усилению творческих элементов в разнообразных видах деятельности (например, использование заданий открытого типа, формирующих дивергентное мышление);
— проблемные методы обучения, влияющие на познавательную мотивацию;
— стимулирование самостоятельности детей как основы для перехода от подражательного и репродуктивного уровня к творческому уровню развития личности и др.
Мы считаем, что для более эффективного развития художественно-образного мышления важно применение комплексной системы методов и приемов в музыкальном и художественно-эстетическом воспитании. Нами разработаны музыкальные игры, позволяющие эффективно развивать художественно-образное мышление детей дошкольного и младшего школьного возраста. Включение игр в педагогический процесс предполагает определенную последовательность, основанную на логике развития художественно-образного мышления детей 6-8 лет.
Первый этап. Накопление опыта восприятия различных по характеру и тематике музыкальных и художественных произведений. В процессе разработанных нами игр дети осваивали интонационные краски и оттенки музыкальных произведений и соотносили их с содержанием других видов искусств (живопись, литература).
На занятиях и уроках музыки предлагаются игры, основанные на действиях уподобления звучанию музыкального произведения: «Танцующие пальчики», «Подбери инструмент», «Сочини аккомпанемент», «Рисуем музыку», «Цветной этюд», «Цветные звуки», «Поющие руки», «Музыкальный дует», «Сочиняем музыку стиха», «Играем в оркестр» и др.
Второй этап. Формирование способности к ассоциации, синестезии вовремя восприятия музыки:
— сопоставление и сравнение музыкальных и художественных произведений;
— замещение элементов музыкальной речи знаками и символами;
— развитие музыкального мышления и словаря эмоций.
Ассоциативность мышления и творческий характер восприятия музыки получали развитие в таких музыкальных играх, как «Найди пару», «Картина зазвучала», «Подбери слова», «Цветная партитура», «Художник раскрашивает музыку», «Найди в стихотворении слова» и др.
Третий этап. Развитие художественно-творческих способностей путем создания музыкальных образов в различных видах продуктивной музыкальной деятельности:
— сочинение сюжетов историй на основе логики развития музыкальной речи (динамика, темп, паузы, акценты, смена настроения и др.);
— создание образа героя сюжета музыкального произведения и обыгрывание взаимодействия с другими персонажами;
— режиссура последовательности музыкальных произведений на основе объединения их общим смыслом, сюжетом и способом взаимодействия;
— фантазирование по поводу событий, происходящих внутри художественного образа, осмысление собственных чувств и переживаний, возникающих в ходе восприятия музыки.
Нами было разработано содержание сюжетно-тематических игровых комплексов:
— «Снежная сказка» на основе музыки П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»;
— «Солнечная сказка» на основе пьесы И.С. Баха «Шутка»;
— «Сказка о звонком колокольчике» на основе пьесы Ф. Листа «Кампанелла»;
— «Утренняя сказка» на основе пьесы Э. Грига «Утро» и др.
В ходе таких игр дети не только придумывали сюжет, но и выступали в качестве режиссеров и актеров в музыкально-игровом действии, инсценируя музыкальные произведения в определенном жанре: мини-опера, мини-балет, мини-оркестр. Мы использовали такие методы, как уподобления и импровизация, творческие задания, метод физических действий (по К.С. Станиславскому). Драматизация музыкальных произведений предполагала развитие у детей умения изображать и выражать разнообразные эмоциональные переживания, самостоятельно выстраивать музыкально-игровые драматизации на сюжетной основе и объединять разные виды музыкальной деятельности (пение, движение, оркестровка) в творческом их воплощении.
Научно-теоретические и практические результаты исследования позволили определить комплекс организационно-педагогических и психологических условий развития художественно-образного мышления и творческих способностей детей в музыкально-игровой деятельности:
— накопление опыта восприятия высокохудожественных произведений с целью углубления эмоционально-образного осмысления музыки и нахождения адекватных игровых действий в форме движений, темброво-инструментальных, интонационных уподоблений;
— разработка системы музыкальных игр, обеспечивающей интеграцию музыки, пения, движения, рисования и художественного слова;
— построение музыкальных занятий и уроков музыки по модели творческой игры, инициирующей импровизационную музыкально-продуктивную деятельность детей;
— включение сюжетно-тематических игровых комплексов, углубляющих способность к творческой деятельности, стимулирующих художественное воображение, способность к ассоциированию, а также реализацию творческих замыслов в сюжетной их разработке.
Исследование показало, что эффективным средством развития художественно-образного мышления детей 6-8 лет является накопление опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкальной классики как эталонов для творческой деятельности, способных обогатить художественное воображение ребёнка, активизировать творческое начало в игре, стимулировать оригинальность и ассоциативность мышления. Данные компоненты определяют основу взаимодействия музыкальной и игровой деятельности, способствуя эмоционально-образному восприятию музыки и созданию музыкально-игрового образа.
Таким образом, художественно-образное мышление является важным компонентом в музыкально-эстетическом развитии ребенка. Оно позволяет достичь эмоционально прочувствованного и творчески осмысленного понимания художественного образа произведения искусства, создавать собственные оригинальные художественно-игровые образы, а также убедительно, по законам художественной деятельности интерпретировать осваиваемый материал с опорой на эстетические чувства при активном участии эмоциональной и интеллектуальной сфер.