Педагогическая концепция воспитателя ДОУ
16 Янв 2012, Автор: adminЧасто к разным конкурсам, к аттестации и другим подобным мероприятиям педагогам ДОУ приходится разрабатывать и представлять собственную педагогическую концепцию. Однако, как показывает шестилетний опыт работы в институте повышения квалификации учителей, педагоги не всегда четко представляют и осознают, что же такое концепция вообще и педагогическая концепция в частности.
Обратимся к определению, данному в Большой Советской Энциклопедии: концепция (от лат. conceptio — понимание, система), определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. видах деятельности.
Исходя из данного определения, мы можем заключить, что педагогическая концепция — это система собственных взглядов, соображений и выводов педагога дошкольного образования по поводу воспитания и развития детей дошкольного возраста, организации образовательной деятельности в ДОУ. А следовательно здесь не может быть готовых шаблонов и строгих рекомендации. У каждого педагога может быть свой взгляд на проблему. Главное, чтобы мы всегда помнили, что независимо от опыта и условий работы, наша педагогическая концепция не может быть оторвана от реальной жизни, от условий, в которых растет и развивается каждый наш воспитанник.
Предлагаем Вашему вниманию педагогическую концепцию Елены Викторовны Финогеевой, воспитателя МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития каждого воспитанника №19 «Березонька» г. Новотроицка Оренбургской области.
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Человек не только познаёт окружающий мир, но имеет своё собственное отношение к предметам и явлениям этого мира. Он не бесстрастно воспринимает окружающее, а переживает при этом определённые чувства: что – то его радует, доставляет удовольствие, а другое вызывает огорчение. То есть жизнь человека состоит из противоречий, а от противоречий нельзя уйти, их надо разрешать. В свою очередь я столкнулась с таким противоречием: с одной стороны – современный мир характеризуется огромным потоком необходимой информации, с другой стороны – информации настолько много, что её усвоить и воспринять очень трудно.
Но в век информатизации и технологизации общества требуется новый уровень мышления, который основывается на утверждении: «Ум, хорошо устроенный стоит намного больше, нежели ум, хорошо наполненный».
И поэтому передо мной возникла проблема: как развить основы интеллектуальных способностей детей, а именно память, мышление, внимание, связную речь, не нанеся вреда психическому и физическому здоровью ребёнка.
Изучив опыт работы, Евгении Александровны Юзбековой «Ступеньки творчества», Татьяны Дмитриевны Широких «Учим стихи – развиваем память», Татьяны Чохонелидзе «Учим стихи по картинкам», я пришла к выводу, что в интеллектуальном развитии ребёнка, в обогащении его творческих способностей большую роль играет использование в учебном процессе символической аналогии, позволяющей переводить процесс освоения учебного материала в игру, что так доступно для дошкольников.
Применяя знаковую символику, дети учатся видеть самое главное. Анна Михайловна Страунинг советует начинать с игры «Что в круге?». В этой игре дети научатся условному изображению любых предметов. Играя в неё, дети обозначают предметы формой, которая по виду напоминает их.
Овощи, фрукты – кружком; мебель, книги дома – прямоугольником; человека – треугольником. В младшем возрасте предлагаю карточки на выбор. Обыгрываем, обговариваем эти изображения, какая карточка что означает.
В старшем возрасте я буду привлекать детей самих к составлению карточек символов. Когда дети научатся изображать окружающие предметы, героев произведений, можно им предложить самостоятельно составить модель сказки.
Знаковая символика – это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам.
Использование знаковой символики развивает творческое мышление, восприятие, связную речь. При пересказе, составлении рассказа, при заучивании наизусть
облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов.
Свою педагогическую деятельность по внедрению знаковой символики в образовательный процесс я начала с младшего возраста в игровой форме: на занятиях, в совместной с взрослым и самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе.
При этом я придерживаюсь основных принципов дидактики:
— принцип от простого к сложному;
— принцип систематичности;
— принцип повторности;
— принцип наглядности.
На первых занятиях мы разучивали лепеталочки с помощью карточек-символов.
Ежик топал по дорожке,
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
На дополнительных занятиях рассмотрели папки-раскладушки на тему «Что похоже на геометрические фигуры?» Дети быстрее запоминали названия геометрических фигур.
В процессе ознакомления с художественной литературой мы рассказывали сказку «Репка» с использованием карточек-символов.
Посадил дед репку.
Выросла репка большая, пребольшая.
Позвал дед бабку на помощь, тянут – потянут, а вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку, тянут – потянут, а вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку, тянут – потянут, а вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку, тянут – потянут, а вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку, тянут – потянут, и вытянули репку.
При ознакомлении с природой, на прогулке мы рассматривали и изучали части тела животных и части растений. Совместно с детьми мы зарисовывали части тела животных и из каких частей состоят растения.
В дальнейшем эти карточки-схемы послужили зрительными опорами для составления описательных рассказов о внешнем виде животных, растений.
Символическую аналогию я также использовала в экспериментальной деятельности. Совместно с детьми зарисовывали этапы проведения опытов.
Что в пакете?
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Игры с соломинкой.
Цель: Познакомить с тем, что в нутрии человека есть воздух, и обнаружить его.
«Узнаем, какая вода»
Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, окрашивается, имеет вес.
В индивидуальной работе по изодеятельности я учила детей использовать символы в рисовании.
При подготовке, к осеннему балу, при заучивании стихотворений, мы также использовали знаковую символику, с помощью которой дети легко запоминали текст.
Данную работу по ознакомлению со знаковой символикой я провожу в тесном сотрудничестве с родителями, давая рекомендации, как быстро заучить стихотворение, потешку с использованием языка символов.
Потешка «Солнышко».
Взойди поскорей!
Освети, обогрей,
Телят, да ягнят,
Еще маленьких ребят!
Использование знаковой символики за небольшой отрезок времени, помогло достичь следующих результатов:
1. Малоактивные дети стали более уверены в себе, активнее принимают участие в образовательной деятельности.
2. Если при составлении описательных рассказов дети выражались односложно, то сейчас они более содержательно, эмоционально, системно выражают свои мысли.
3. В группе изменились формы общения между детьми. Дети стали раскрепощённее, доброжелательнее друг к другу. Например, я обратила внимание, что Аня Р. и Яна Т. рассказывали Славе В., несколько дней не приходившему в детский сад, об опыте с водой, который мы проводили и зарисовали без него. Девочки опирались на карточку, взятую в нашей «лаборатории».
4. В процессе рисования на свободную тему, дети с помощью символов (кружков и прямой линии) составляли рисунки и без труда рассказывали содержание своего рисунка.
5. При ознакомлении с признаками осени, дети подсказывали мне, как изобразить тот или иной признак: листопад, дождь, хмурое небо.
6. Знаковая символика помогла детям в запоминании стихов, рассказов, закреплении названия геометрических фигур, а также помогла заучить и прочесть стихи на празднике.
Листопад, листопад!
Пенится тропинка.
И шумит как водопад
Каждая осинка!
Дождик вышел погулять.
Дождик вышел! Ой — ой — ой, —
Все домой, домой, домой!
Итак, применяя на практике знаковую символику, я убедилась, что замена текстов символами является эффективным средством развития интеллектуальных способностей детей и умения обобщать полученную информацию. Свою педагогическую деятельность буду продолжать до выпуска детей в школу. Я планирую в старшем возрасте учить детей рисовать лицо человека тонкой линией, передавая настроение изображённого; составлять модели сказок, карточки-символы, планы-схемы; с помощью символической аналогии записывать целое предложении, то есть я буду детям помогать видеть самое главное.