Развитие творческих способностей детей — воспитанников детского дома (из опыта работы)
09 Ноя 2012, Автор: adminПредлагаем Вашему вниманию материал из опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей — воспитанников детского дома. Обобщение опыта подготовлено и представлено Н.Л. Беляевой, к.п.н., старшим преподавателем Набережночелнинского государственного педагогического института и Н.Г. Фаткуллиной, старшим воспитателем высшей квалификационной категории детского дома «Мэрхэмэт» г. Набережные Челны.
В народе бытует такая поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Ссылаясь на нее, люди утверждают, что в детских домах проживают дети из социально неблагополучных семей, сколько с ними не возись, все равно ничего хорошего из них не выйдет. Но это мнение только тех, кто лично никогда не сталкивался с нашими детьми. Те, кто имел возможность пообщаться с ними, хорошо знают, что в детских домах воспитываются самые обычные дети, такие же, как все, но только в жизни им повезло чуть меньше.
В детском доме «Мэрхэмэт» г. Набережные Челны много талантливых детей. Для них созданы условия для полноценного обучения, воспитания и развития. Дети имеют возможность заниматься в кружках и творческих коллективах, совершенствовать спортивное мастерство в спортивных секциях.
В детском доме работают замечательные педагоги, которые ежедневно заботятся о детях, создают условия для развития их творческих способностей. Многолетний труд педагогического коллектива был отмечен различными наградами: дипломом Всероссийского Образовательного Форума (2007); дипломом Республиканского (2008), Всероссийского (2009) конкурса «Воспитательных систем образовательных учреждений»; благодарностями президента Республики Татарстан, Федерального агентства по культуре, Союза художников России за активную работу в подготовке юных художников, воспитанников к участию в фестивалях, конкурсах, выставках.
Юные художники являются неоднократными победителями Республиканского конкурса «Мин яратам сине Татарстан» («Я люблю тебя, Татарстан»), «Спорт — ты мир», дипломантами Международного конкурса: «Visa: Олимпийские фантазии», Международного детского конкурса «Рождественские фантазии». Участники танцевального, вокального и театрального коллективов — победители и призеры Всероссийского конкурса детского художественного творчества «Созвездие».
Юные спортсмены детского дома занимают призовые места по различным видам спорта, туризма в региональных и республиканских соревнованиях, спартакиадах и слетах.
С 1996 года детский дом возглавляет Сатаева Галина Андреевна — руководитель высшей квалификационной категории, кандидат педагогических наук. Под ее руководством создан сплоченный, творчески работающий коллектив, способный организовать результативную работу. Разработана и успешно работает программа «Семья», «Здоровье», проект по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома.
Среди педагогов немало профессионалов своего дела, с открытыми любящими детей сердцами, чьи имена в памяти каждого выпускника нашего дома: Фаткуллина Нариса Галимзяновна, старший воспитатель высшей квалификационной категории; Богданова Ольга Ильинична, воспитатель высшей квалификационной категории; Пантелеева Нина Андреевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук; Тарасова Нина Андреевна, воспитатель высшей квалификационной категории; Акмалова Лариса Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории, руководитель методического объединения воспитателей; Зайва Вера Яковлевна, педагог дополнительного образования; Харитонова Елена Вячеславовна, воспитатель высшей квалификационной категории и многие другие.
В современной дидактике четко прослеживается стремление к воспитанию личности, небезразличной к творческой деятельности. Система воспитательной деятельности в нашем доме ориентирована на развитие индивидуальности ребенка, на создание условий для формирования творческой личности, мы пытаемся уйти от репродуктивного обучения, стремимся развивать у воспитанников креативные способности.
Наши педагоги — люди интеллектуальной активности, увлеченные и ищущие, формирующие познавательную самодеятельность воспитанников. Развитие креативности в детях способствует процессу саморазвития личности. Именно поэтому часто прибегаем к сотворчеству в детском коллективе, что позволяет повысить результативность и качество деятельности детей, деятельности, которая становится привлекательной и необходимой.
В наших буднях немало серого и невзрачного, но и красота все же есть, ее нужно только увидеть. А можно и создать, окунувшись в волшебный мир красок, увидев удивительное очарование цветка, листика, веточки. Наши воспитанники охотно посещают занятия в мастерской ремесел педагога В.Я. Зайва, посещают кружки «Веселая кисточка» под руководством Н.А. Тарасовой, И.Н. Смирновой, уроки флористики педагога Е.В. Вахито-вой, так как это позволяет им открыть в себе неведомые творческие возможности, оригинально и смело реализовывать свои идеи и фантазии.
Большой интерес у воспитанников вызывает декоративное творчество и создание аппликаций. Детьми создано много по-настоящему интересных работ. Горят яркими красками цветочные узоры, приковывает взор красота орнамента народного костюма, ковра, изумляют невиданные звери. А сколько любви и фантазии в поздравительных открытках, подарочных изделиях, которые созданы руками детей разными техниками изобразительного искусства. Ведь дети овладели техникой росписи батика, витража, умело используют пастель, восковые мелки, темперу, гуашь, акварель, графику.
Дети рисуют осень, весну, зиму, лето, и красота окружающего мира оживает новыми красками в изумляющих детских пейзажах, в трогательных натюрмортах. Заснеженные парки и бульвары, летние закаты и рассветы поражают новой красотой, увиденной детскими глазами и запечатленной на бумаге, стекле, ткани. Сотворчество педагога и ребенка помогает утвердиться и поверить в свои способности и силы, в умение создать свое, ни на кого не похожее. Право творить! Наши педагоги помогают юным Художникам увидеть в природе не только восхитительные сюжеты, но и богатейший растительный материал: цветы листья, семена. Засушенные, они зимой рождаются заново, пробуждая фантазию, позволяя создавать оригинальные картины, изысканные цветочные композиции. Эту сказку создают руки талантливых ребят, используя свою фантазию, только детству присуще умение видеть чудо во всем.
Руководитель хореографической группы Логинова Ольга Николаевна, социальный педагог первой квалификационной категории. Хореография — ее давнее увлечение, она сама танцевала в профессиональном коллективе, когда была подростком. Хореография всегда была интересна молодежи. Танец дает выход энергии. Танцуя, дети реализуют определенные желания и мечты, тягу к эстетике, к прекрасному. Язык танца для детей более понятен, ведь не всегда прямым текстом можно сказать ребенку то, что является важным для него. Хореографические миниатюры сплачивают танцевальную группу, способствуют формированию взаимопонимания, обучают уверенному поведению, служат показателем групповой сплоченности. Танцуя в парах, дети учатся координировать свои движения с партнером. У каждого ребенка, когда он двигается в определенном рисунке группового танца или в сольной партии, достигая ритмичности и слаженности движений в группе и в сольном выступлении, укрепляется самооценка, а во всей группе создается позитивный настрой.
За время работы хореографической студии было подготовлено много разных жанровых танцев. В младшей подгруппе — это танец гномиков, цветов, «Пчелки на лугу», шуточные детские «Подружись», а со старшей подгруппой -это танец с зонтиками, ковбойский, шуточный «Бабки-ежки», Пинежский хоровод и, конечно, любимые всеми вальсы. Особая гордость коллектива — это постановка «Татарского шуточного» и танца «Веселые прачки», которые в свое время стали призерами Всероссийского конкурса детского творчества «Созвездие». К каждому традиционному празднику в детском доме готовятся новые постановки танцев, исходя из запросов детей и сценария. Конечно, не все так гладко в нашей работе, как хотелось бы. Например, возникают сложности в том, как донести это красивое искусство танца, как увлечь детдомовского ребенка, чтобы он стремился в хореографический зал, чтобы возник азарт и желание творчества. Поэтому занятия строятся на современном материале. Начинаются занятия с джазового разогрева и элементов модерна, переходя плавно на современную хореографию (хип-хоп, эстрадный танец) и элементы акробатики. И, конечно, в конце упражнения на развитие артистизма. Двигаясь в том или ином стиле танца, дети выявляют свой характер и настроение, становятся более ловкими и гибкими не только телом, но и душой, повышают работоспособность. И очевидно, что хореография также еще развивает и музыкальный вкус, слух, чувство ритма. Мы видим, как снимаются недетские реалии характеров наших ребят в творчестве движения, эстетике танца, музыке. И как горят глаза танцоров, светятся радостью лица оттого, что все получается, все удается.
Музыкальные способности детей зачастую проявляются уже в дошкольном возрасте. Проводимые музыкальным руководителем Вафиной Еленой Леонидовной занятия выявляют более одаренных детей, с хорошим голосом, чувством ритма, правильным интонированием мелодий. С каждым из данной категории детей планируется и проводится индивидуальная работа, такие дети становятся солистами в своих вокальных группах, выступают на праздниках, участвуют в конкурсах, проводимых в городе, регионе. Переходя в школьное отделение, такие воспитанники продолжают заниматься с педагогом вокала. Музыка, помноженная на поэтический всплеск души, помогает заглянуть в душу другого человека, тоже страдающую или ликующую, но ищущую понимания. Песня воздействует на ребенка гораздо сильнее, чем долгие разговоры о том, как жить в ладу с самим собою, с людьми и миром.
Через музыку, пение дети учатся понимать красоту окружающего мира, стараются сами не разрушать созданное людьми, понимают, что красивыми могут быть не только вещи, но и сам человек, их создавший. Песня всегда ориентирует ребенка на самый высокий идеал, на самую высокую вершину нравственной красоты. Музыка учит звуками, гармонией. Прекрасно, когда подросток узнает в песне себя, ничем особо не примечательного, настоящего, простого. Ведь все объяснимо: педагог подбирает ту музыку, которая свойственна только данному солисту, его тембру, его голосу, его внутреннему состоянию, его способностям. Музыка рождает особое состояние души, поднимает настроение, приоткрывая для всех что-то важное. Замечательный педагог вокала Пантелеева Нина Андреевна разглядела в Альбине Я. и Радике 3. ростки вокальных способностей и ежедневными занятиями сумела вывести их на профессиональную сцену, как талантливую молодежь. На протяжении трех лет, до самого выпуска, эти воспитанники были участниками и победителями городских региональных, республиканских конкурсов в номинации «Вокал». Альбина добилась высоких результатов в своем творчестве — она дипломант Всероссийского конкурса «Созвездие» в городе Белгород, а также получила грант поддержки талантливой молодежи России от президента РФ.
Хорошая добрая традиция есть в нашем доме, которая также служит развитию творческих способностей детей. Каждый год педагоги и дети ставят театрализованные представления. У воспитанников дошкольных групп это, обычно, Новогодние и мартовские праздники. Невозможно забыть музыкальные детские оперы-водевили, поставленные Князевой Татьяной Владимировной, такие как «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Муха-цокотуха», «Добрые соседи» и др. В течение года шла большая подготовительная работа по пошиву костюмов, изготовлению декораций. Премьера спектакля всегда была большим событием для коллектива. Наши школьники не отставали от дошколят. В нашей республике пропагандировалась среди школ постановка театров Здоровья, с целью профилактики аддитивного поведения среди подростков и формирования навыков здорового образа жизни, которые проходили в ноябре месяце. На начальном этапе это были простейшие сценки, далее игры-драматизации, и в 2003 году был поставлен первый спектакль «Книга здоровья», ведущей которого была Богданова Ольга Ильинична. Спектакль имел огромный успех, его неоднократно показывали в детском доме, в ближайших школах, и на региональном конкурсе он занял призовое место, а наша воспитанница Инна К. была признана лучшей актрисой данного конкурса. С каждым годом спектакли становились сложнее по сценическим постановкам, использовался больший театральный реквизит, количество участников увеличивалось. Участвовать в спектаклях мог каждый желающий, на одну роль нередко претендовало по несколько участников, отбор проводился по результатам репетиций. Конечно, более выигрышны бывают дети, занимающиеся в вокальной и хореографической студии, но, тем не менее, право сыграть роль имеет каждый.
Два года назад у нас зародилась интересная идея — подготовить театрализованную постановку к празднованию дня рождения татарского поэта Г. Тукая. Встали перед выбором, по какой сказке лучше сделать? Есть «Шурале», есть «Водяная»… А кто напишет сценарий, поможет с музыкальным сопровождением? Посоветовались со своими детьми и решили, что без помощи профессионалов нам не справиться. Наш выбор пал на городской театр кукол. Главный режиссер Клюев Игорь Юрьевич сразу же откликнулся на нашу просьбу. И началась работа. Совместно подготовили сценарий. Распределили роли, назначили ответственных для изготовления костюмов и их украшения, и пошива декораций (они должны быть легкими, т.к. очень хотелось показать этот спектакль на конкурс). Весь коллектив подключился к подготовке спектакля. Кроились и шились в мастерской ремесел платья и камзолы, чехлы для мебели, ковры для декорирования задника сцены, шилось болото. Даже вахтеры обвязывали платки бахромой. Студия «Волшебная кисточка» разрисовала болото техникой батика, получилось как настоящее.
Все пошито, но национального колорита нет, костюмы блеклые, декорации тусклые. И, посовещавшись, решаем все расшить бисером, пает-ками, украсить яркими национальными орнаментами. В выходной день пригласили всех педагогов и детей, не занятых в спектакле, для этой работы. Дружно всем коллективом справились. Получилось очень красиво, ярко, празднично.
А в зале шли каждодневные репетиции. Вначале работы было очень трудно, неясно, как эти штоковые куклы держать, как передвигаться с ними, как говорить за них. Проявляя огромное терпение и педагогический такт, Игорь Юрьевич давал мастер-класс для юных актеров, то, что казалось в руках режиссера простым и удобным, в руках детей выворачивалось, падало, доводя детей до слез. Казалось, ничего не получится, но и отказаться от задуманного стыдно, ведь весь коллектив поверил и помогает делать спектакль. После пяти-шести репетиций юные артисты начинают понимать, начинают играть. Появляется кураж, интересные предложения: а может, сделаем так: вместо одного танца по сценарию, органично вплетаются еще два, которые дети танцевали в хореографической студии. Появляется в спектакле песня джигита, почему не спеть, не украсить спектакль? Во время репетиций дотошно отрабатывают проходку по сцене, как встать, как убрать куклу. Просматривают рабочие видеозаписи, что получилось, оценивают глазами зрителей. Сейчас для них это так естественно. Режиссер поощряет творческую инициативу каждого из играющих, помогая реализоваться интересным идеям, которые возникают в головах маленьких артистов.
И вот, наконец, генеральная репетиция. В реальной жизни детей-сирот не всегда есть возможность одеться красиво, празднично. Сцена открывает для них необыкновенные возможности. Костюмы, макияж, прически так разнообразны! В этот спектакль вложены все педагогические силы коллектива, в спектакле играют самые талантливые дети детского дома. Все собрались в зале. Двадцать семь минут — на одном дыхании. Это успех. У нас получилось. Педагоги не скрывают своих слез, они рады за детей. Театрализованное представление назвали «Бабушкин сундук» по сказкам Г. Тукая.
Этот спектакль повезли на Всероссийский конкурс детского творчества «Созвездие» в город Пензу. Жюри конкурса по достоинству оценило этот спектакль и присудила ему первое место, а юные актеры Альфред М. и Радик 3. были номинированы как лучшие актеры всероссийского конкурса.
Спектакль еще не раз показывали гостям детского дома. Постановка всем нравится, игру юных актеров называют талантливой. Значит, талантливы сами дети, талантливы их педагоги, потому что каждый вложил в это дело частичку своего сердца, теплоту своей души. А если есть успех и желание двигаться дальше, значит, будут и большие победы, и не только в стенах детского дома, но и в самостоятельной жизни, которая не за горами. Время идет, нет сегодня в детском доме Нади, Насти, Альфреда, Радика, Ангелины, Светланы, они выпустились и обучаются далеко от дома. А в детском доме подрастают такие же талантливые дети, готовые перенять эстафету от старших, готовые покорять новые вершины.
Благодаря участию в различных творческих конкурсах и спортивных соревнованиях, воспитанники детского дома смогли побывать во многих городах нашей страны, познакомиться и подружиться со сверстниками. Дети понимают, что все в этой жизни нужно зарабатывать своим собственным трудом, поэтому знакомство с другими городами и странами для них не просто подарок, а награда за их тяжелый повседневный труд в творческих коллективах и спортивных секциях. А из поездок они возвращаются всегда немного усталые, но счастливые и гордые за себя и коллектив: не подвели свой детский дом, педагогов, свой город, свою Республику. Ведь очень большая ответственность ложится на их плечи.
Я бесконечно привязана к нашим воспитанникам, отношусь к ним с большим доверием и точно знаю, что педагог — это самый нужный на Земле человек. А своим коллегам, особенно молодым, неопытным, иногда сомневающимся в правильности выбора своего пути, часто напоминаю слова Я.А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем» и добавляю «Все дети талантливы от природы — надо только увидеть и помочь им раскрыться».
.
Дорогие родители! Изучайте особенности развития детей всеми доступными способами: через книги, фильмы, блог о развитии детей, обобщение опыта педагогов и опытных родителей, потому что только так вы сможете накопить багаж педагогических знаний и научиться понимать вашего ребенка, выстраивать с ним конструктивные взаимоотношения.