Развитие творческих способностей детей — воспитанников детского дома (из опыта работы)

09 Ноя 2012, Автор: admin

Предлагаем Вашему вниманию материал из опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей — воспитанников детского дома. Обобщение опыта подготовлено и представлено Н.Л. Беляевой, к.п.н., старшим преподавателем Набережночелнинского государственного педагогического института и Н.Г. Фаткуллиной, старшим воспитателем высшей квалификационной категории детского дома «Мэрхэмэт» г. Набережные Челны.

В народе бытует такая поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Ссылаясь на нее, люди утверждают, что в детских домах проживают дети из социально неблагополучных семей, сколько с ними не возись, все равно ни­чего хорошего из них не выйдет. Но это мнение только тех, кто лично никог­да не сталкивался с нашими детьми. Те, кто имел возможность пообщаться с ними, хорошо знают, что в детских домах воспитываются самые обычные дети, такие же, как все, но только в жизни им повезло чуть меньше.

В детском доме «Мэрхэмэт» г. Набережные Челны много талантли­вых детей. Для них созданы условия для полноценного обучения, воспи­тания и развития. Дети имеют возможность заниматься в кружках и твор­ческих коллективах, совершенствовать спортивное мастерство в спортив­ных секциях.

В детском доме работают замечательные педагоги, которые еже­дневно заботятся о детях, создают условия для развития их творческих способностей. Многолетний труд педагогического коллектива был отме­чен различными наградами: дипломом Всероссийского Образовательно­го Форума (2007); дипломом Республиканского (2008), Всероссийского (2009) конкурса «Воспитательных систем образовательных учреждений»; благодарностями президента Республики Татарстан, Федерального агент­ства по культуре, Союза художников России за активную работу в подго­товке юных художников, воспитанников к участию в фестивалях, конкур­сах, выставках.

Юные художники являются неоднократными победителями Рес­публиканского конкурса «Мин яратам сине Татарстан» («Я люблю тебя, Татарстан»), «Спорт — ты мир», дипломантами Международного конкур­са: «Visa: Олимпийские фантазии», Международного детского конкурса «Рождественские фантазии». Участники танцевального, вокального и те­атрального коллективов — победители и призеры Всероссийского конкур­са детского художественного творчества «Созвездие».

Юные спортсмены детского дома занимают призовые места по раз­личным видам спорта, туризма в региональных и республиканских сорев­нованиях, спартакиадах и слетах.

С 1996 года детский дом возглавляет Сатаева Галина Андреевна — руководитель высшей квалификационной категории, кандидат педаго­гических наук. Под ее руководством создан сплоченный, творчески ра­ботающий коллектив, способный организовать результативную работу. Разработана и успешно работает программа «Семья», «Здоровье», проект по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома.

Среди педагогов немало профессионалов своего дела, с открыты­ми любящими детей сердцами, чьи имена в памяти каждого выпускника нашего дома: Фаткуллина Нариса Галимзяновна, старший воспитатель высшей квалификационной категории; Богданова Ольга Ильинична, вос­питатель высшей квалификационной категории; Пантелеева Нина Андре­евна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук; Тарасова Нина Андреевна, воспитатель высшей квалификационной категории; Акмалова Лариса Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории, руководитель методического объ­единения воспитателей; Зайва Вера Яковлевна, педагог дополнительного образования; Харитонова Елена Вячеславовна, воспитатель высшей ква­лификационной категории и многие другие.

В современной дидактике четко прослеживается стремление к вос­питанию личности, небезразличной к творческой деятельности. Система воспитательной деятельности в нашем доме ориентирована на развитие индивидуальности ребенка, на создание условий для формирования творческой личности, мы пытаемся уйти от репродуктивного обучения, стре­мимся развивать у воспитанников креативные способности.

Наши педагоги — люди интеллектуальной активности, увлеченные и ищущие, формирующие познавательную самодеятельность воспитанников. Развитие креативности в детях способствует процессу саморазвития лич­ности. Именно поэтому часто прибегаем к сотворчеству в детском коллек­тиве, что позволяет повысить результативность и качество деятельности де­тей, деятельности, которая становится привлекательной и необходимой.

В наших буднях немало серого и невзрачного, но и красота все же есть, ее нужно только увидеть. А можно и создать, окунувшись в волшеб­ный мир красок, увидев удивительное очарование цветка, листика, веточки. Наши воспитанники охотно посещают занятия в мастерской ремесел педа­гога В.Я. Зайва, посещают кружки «Веселая кисточка» под руководством Н.А. Тарасовой, И.Н. Смирновой, уроки флористики педагога Е.В. Вахито-вой, так как это позволяет им открыть в себе неведомые творческие возмож­ности, оригинально и смело реализовывать свои идеи и фантазии.

Большой интерес у воспитанников вызывает декоративное твор­чество и создание аппликаций. Детьми создано много по-настоящему ин­тересных работ. Горят яркими красками цветочные узоры, приковывает взор красота орнамента народного костюма, ковра, изумляют невиданные звери. А сколько любви и фантазии в поздравительных открытках, по­дарочных изделиях, которые созданы руками детей разными техниками изобразительного искусства. Ведь дети овладели техникой росписи бати­ка, витража, умело используют пастель, восковые мелки, темперу, гуашь, акварель, графику.

Дети рисуют осень, весну, зиму, лето, и красота окружающего мира оживает новыми красками в изумляющих детских пейзажах, в трогатель­ных натюрмортах. Заснеженные парки и бульвары, летние закаты и рассве­ты поражают новой красотой, увиденной детскими глазами и запечатлен­ной на бумаге, стекле, ткани. Сотворчество педагога и ребенка помогает утвердиться и поверить в свои способности и силы, в умение создать свое, ни на кого не похожее. Право творить! Наши педагоги помогают юным Художникам увидеть в природе не только восхитительные сюжеты, но и богатейший растительный материал: цветы листья, семена. Засушенные, они зимой рождаются заново, пробуждая фантазию, позволяя создавать оригинальные картины, изысканные цветочные композиции. Эту сказку создают руки талантливых ребят, используя свою фантазию, только де­тству присуще умение видеть чудо во всем.

Руководитель хореографической группы Логинова Ольга Никола­евна, социальный педагог первой квалификационной категории. Хоре­ография — ее давнее увлечение, она сама танцевала в профессиональном коллективе, когда была подростком. Хореография всегда была интересна молодежи. Танец дает выход энергии. Танцуя, дети реализуют определен­ные желания и мечты, тягу к эстетике, к прекрасному. Язык танца для де­тей более понятен, ведь не всегда прямым текстом можно сказать ребенку то, что является важным для него. Хореографические миниатюры спла­чивают танцевальную группу, способствуют формированию взаимопони­мания, обучают уверенному поведению, служат показателем групповой сплоченности. Танцуя в парах, дети учатся координировать свои движе­ния с партнером. У каждого ребенка, когда он двигается в определенном рисунке группового танца или в сольной партии, достигая ритмичности и слаженности движений в группе и в сольном выступлении, укрепляется самооценка, а во всей группе создается позитивный настрой.

За время работы хореографической студии было подготовлено мно­го разных жанровых танцев. В младшей подгруппе — это танец гномиков, цветов, «Пчелки на лугу», шуточные детские «Подружись», а со старшей подгруппой -это танец с зонтиками, ковбойский, шуточный «Бабки-ежки», Пинежский хоровод и, конечно, любимые всеми вальсы. Особая гордость коллектива — это постановка «Татарского шуточного» и танца «Веселые прачки», которые в свое время стали призерами Всероссийского конкурса детского творчества «Созвездие». К каждому традиционному празднику в детском доме готовятся новые постановки танцев, исходя из запросов детей и сценария. Конечно, не все так гладко в нашей работе, как хоте­лось бы. Например, возникают сложности в том, как донести это красивое искусство танца, как увлечь детдомовского ребенка, чтобы он стремился в хореографический зал, чтобы возник азарт и желание творчества. Поэ­тому занятия строятся на современном материале. Начинаются занятия с джазового разогрева и элементов модерна, переходя плавно на современ­ную хореографию (хип-хоп, эстрадный танец) и элементы акробатики. И, конечно, в конце упражнения на развитие артистизма. Двигаясь в том или ином стиле танца, дети выявляют свой характер и настроение, становятся более ловкими и гибкими не только телом, но и душой, повышают рабо­тоспособность. И очевидно, что хореография также еще развивает и музы­кальный вкус, слух, чувство ритма. Мы видим, как снимаются недетские реалии характеров наших ребят в творчестве движения, эстетике танца, музыке. И как горят глаза танцоров, светятся радостью лица оттого, что все получается, все удается.

Музыкальные способности детей зачастую проявляются уже в до­школьном возрасте. Проводимые музыкальным руководителем Вафиной Еленой Леонидовной занятия выявляют более одаренных детей, с хорошим голосом, чувством ритма, правильным интонированием мелодий. С каж­дым из данной категории детей планируется и проводится индивидуаль­ная работа, такие дети становятся солистами в своих вокальных группах, выступают на праздниках, участвуют в конкурсах, проводимых в городе, регионе. Переходя в школьное отделение, такие воспитанники продолжа­ют заниматься с педагогом вокала. Музыка, помноженная на поэтический всплеск души, помогает заглянуть в душу другого человека, тоже стра­дающую или ликующую, но ищущую понимания. Песня воздействует на ребенка гораздо сильнее, чем долгие разговоры о том, как жить в ладу с самим собою, с людьми и миром.

Через музыку, пение дети учатся понимать красоту окружающего мира, стараются сами не разрушать созданное людьми, понимают, что красивыми могут быть не только вещи, но и сам человек, их создавший. Песня всегда ориентирует ребенка на самый высокий идеал, на самую вы­сокую вершину нравственной красоты. Музыка учит звуками, гармонией. Прекрасно, когда подросток узнает в песне себя, ничем особо не примеча­тельного, настоящего, простого. Ведь все объяснимо: педагог подбирает ту музыку, которая свойственна только данному солисту, его тембру, его голосу, его внутреннему состоянию, его способностям. Музыка рожда­ет особое состояние души, поднимает настроение, приоткрывая для всех что-то важное. Замечательный педагог вокала Пантелеева Нина Андреев­на разглядела в Альбине Я. и Радике 3. ростки вокальных способностей и ежедневными занятиями сумела вывести их на профессиональную сцену, как талантливую молодежь. На протяжении трех лет, до самого выпус­ка, эти воспитанники были участниками и победителями городских ре­гиональных, республиканских конкурсов в номинации «Вокал». Альбина добилась высоких результатов в своем творчестве — она дипломант Все­российского конкурса «Созвездие» в городе Белгород, а также получила грант поддержки талантливой молодежи России от президента РФ.

Хорошая добрая традиция есть в нашем доме, которая также служит развитию творческих способностей детей. Каждый год педаго­ги и дети ставят театрализованные представления. У воспитанников до­школьных групп это, обычно, Новогодние и мартовские праздники. Не­возможно забыть музыкальные детские оперы-водевили, поставленные Князевой Татьяной Владимировной, такие как «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Муха-цокотуха», «Добрые соседи» и др. В течение года шла большая подготовительная работа по пошиву костюмов, изготовле­нию декораций. Премьера спектакля всегда была большим событием для коллектива. Наши школьники не отставали от дошколят. В нашей рес­публике пропагандировалась среди школ постановка театров Здоровья, с целью профилактики аддитивного поведения среди подростков и форми­рования навыков здорового образа жизни, которые проходили в ноябре месяце. На начальном этапе это были простейшие сценки, далее игры-дра­матизации, и в 2003 году был поставлен первый спектакль «Книга здо­ровья», ведущей которого была Богданова Ольга Ильинична. Спектакль имел огромный успех, его неоднократно показывали в детском доме, в ближайших школах, и на региональном конкурсе он занял призовое место, а наша воспитанница Инна К. была признана лучшей актрисой данного конкурса. С каждым годом спектакли становились сложнее по сценичес­ким постановкам, использовался больший театральный реквизит, коли­чество участников увеличивалось. Участвовать в спектаклях мог каждый желающий, на одну роль нередко претендовало по несколько участников, отбор проводился по результатам репетиций. Конечно, более выигрышны бывают дети, занимающиеся в вокальной и хореографической студии, но, тем не менее, право сыграть роль имеет каждый.

Два года назад у нас зародилась интересная идея — подготовить те­атрализованную постановку к празднованию дня рождения татарского по­эта Г. Тукая. Встали перед выбором, по какой сказке лучше сделать? Есть «Шурале», есть «Водяная»… А кто напишет сценарий, поможет с музы­кальным сопровождением? Посоветовались со своими детьми и решили, что без помощи профессионалов нам не справиться. Наш выбор пал на городской театр кукол. Главный режиссер Клюев Игорь Юрьевич сразу же откликнулся на нашу просьбу. И началась работа. Совместно подго­товили сценарий. Распределили роли, назначили ответственных для из­готовления костюмов и их украшения, и пошива декораций (они должны быть легкими, т.к. очень хотелось показать этот спектакль на конкурс). Весь коллектив подключился к подготовке спектакля. Кроились и шились в мастерской ремесел платья и камзолы, чехлы для мебели, ковры для де­корирования задника сцены, шилось болото. Даже вахтеры обвязывали платки бахромой. Студия «Волшебная кисточка» разрисовала болото тех­никой батика, получилось как настоящее.

Все пошито, но национального колорита нет, костюмы блеклые, де­корации тусклые. И, посовещавшись, решаем все расшить бисером, пает-ками, украсить яркими национальными орнаментами. В выходной день пригласили всех педагогов и детей, не занятых в спектакле, для этой ра­боты. Дружно всем коллективом справились. Получилось очень красиво, ярко, празднично.

А в зале шли каждодневные репетиции. Вначале работы было очень трудно, неясно, как эти штоковые куклы держать, как передвигаться с ними, как говорить за них. Проявляя огромное терпение и педагогичес­кий такт, Игорь Юрьевич давал мастер-класс для юных актеров, то, что казалось в руках режиссера простым и удобным, в руках детей вывора­чивалось, падало, доводя детей до слез. Казалось, ничего не получится, но и отказаться от задуманного стыдно, ведь весь коллектив поверил и помогает делать спектакль. После пяти-шести репетиций юные артисты начинают понимать, начинают играть. Появляется кураж, интересные предложения: а может, сделаем так: вместо одного танца по сценарию, органично вплетаются еще два, которые дети танцевали в хореографичес­кой студии. Появляется в спектакле песня джигита, почему не спеть, не украсить спектакль? Во время репетиций дотошно отрабатывают проход­ку по сцене, как встать, как убрать куклу. Просматривают рабочие видео­записи, что получилось, оценивают глазами зрителей. Сейчас для них это так естественно. Режиссер поощряет творческую инициативу каждого из играющих, помогая реализоваться интересным идеям, которые возникают в головах маленьких артистов.

И вот, наконец, генеральная репетиция. В реальной жизни детей-сирот не всегда есть возможность одеться красиво, празднично. Сцена от­крывает для них необыкновенные возможности. Костюмы, макияж, при­чески так разнообразны! В этот спектакль вложены все педагогические силы коллектива, в спектакле играют самые талантливые дети детского дома. Все собрались в зале. Двадцать семь минут — на одном дыхании. Это успех. У нас получилось. Педагоги не скрывают своих слез, они рады за детей. Театрализованное представление назвали «Бабушкин сундук» по сказкам Г. Тукая.

Этот спектакль повезли на Всероссийский конкурс детского творчест­ва «Созвездие» в город Пензу. Жюри конкурса по достоинству оценило этот спектакль и присудила ему первое место, а юные актеры Альфред М. и Ра­дик 3. были номинированы как лучшие актеры всероссийского конкурса.

Спектакль еще не раз показывали гостям детского дома. Постанов­ка всем нравится, игру юных актеров называют талантливой. Значит, та­лантливы сами дети, талантливы их педагоги, потому что каждый вложил в это дело частичку своего сердца, теплоту своей души. А если есть успех и желание двигаться дальше, значит, будут и большие победы, и не только в стенах детского дома, но и в самостоятельной жизни, которая не за гора­ми. Время идет, нет сегодня в детском доме Нади, Насти, Альфреда, Ради­ка, Ангелины, Светланы, они выпустились и обучаются далеко от дома. А в детском доме подрастают такие же талантливые дети, готовые перенять эстафету от старших, готовые покорять новые вершины.

Благодаря участию в различных творческих конкурсах и спортивных соревнованиях, воспитанники детского дома смогли побывать во многих городах нашей страны, познакомиться и подружиться со сверстниками. Дети понимают, что все в этой жизни нужно зарабатывать своим собствен­ным трудом, поэтому знакомство с другими городами и странами для них не просто подарок, а награда за их тяжелый повседневный труд в творчес­ких коллективах и спортивных секциях. А из поездок они возвращаются всегда немного усталые, но счастливые и гордые за себя и коллектив: не подвели свой детский дом, педагогов, свой город, свою Республику. Ведь очень большая ответственность ложится на их плечи.

Я бесконечно привязана к нашим воспитанникам, отношусь к ним с большим доверием и точно знаю, что педагог — это самый нужный на Земле человек. А своим коллегам, особенно молодым, неопытным, иногда сомневающимся в правильности выбора своего пути, часто напоминаю слова Я.А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая дру­гая под солнцем» и добавляю «Все дети талантливы от природы — надо только увидеть и помочь им раскрыться».

.

Дорогие родители! Изучайте особенности развития детей всеми доступными способами: через книги, фильмы, блог о развитии детей, обобщение опыта педагогов и опытных родителей, потому что только так вы сможете накопить багаж педагогических знаний и научиться понимать вашего ребенка, выстраивать с ним конструктивные взаимоотношения.