Вариативные программы дошкольного образования: образовательная область «Театр»
08 Июн 2013, Автор: adminПредставляем Вашему вниманию опыт разработки вариативной программы дошкольного образования по проблеме организации музыкально-театрализованной деятельности в детском саду «Музыкальные капельки».
Музыкально-театрализованная деятельность оказывает разностороннее влияние на формирующуюся личность ребенка-дошкольника, что позволяет говорить о ее больших педагогических возможностях раскрытия индивидуальности, творческих способностей ребенка, свободы выбора и естественного поведения.
Дополнительная образовательная программа по музыкально-театрализованной деятельности детей реализуется в рамках художественно-эстетического направления развития дошкольников и расширяет его содержание за счет внедрения дополнительной образовательной области «Театр», которая способствует раскрытию творческих способностей дошкольников и полноценному развитию интегративных качеств личности детей.
Новизна программы заключается в системе подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с основами музыкальной театрализованной деятельности, которая отработана с учетом возрастных особенностей дошкольников и методических требований к организации непосредственной образовательной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что для успешного вхождения ребёнка в жизнь общества необходимо его полноценное художественно-эстетическое развитие.
Педагогическая целесообразность. В Федеральных государственных требованиях выделены десять образовательных областей, способствующих полноценной организации образовательного процесса в ДОУ и достижению такого образовательного результата как развитие интегративных качеств личности ребенка-дошкольника. Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы по проблеме музыкально-театрализованной деятельности дошкольников показал, что данная деятельность охватывает все перечисленные в ФГТ образовательные области, позволяя комплексно решать поставленные в них задачи.
Цель программы: развитие интегративных качеств личности детей в музыкально-театральной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
— развитие познавательных интересов дошкольников через приобщение к театральному искусству, освоение базовых знаний о театре;
— изучение детьми различных видов театра (согласно этапам, заявленным в программе) и их применение в театрально-игровой деятельности;
— формирование элементарных представлений об актерском мастерстве и роли средств актерской выразительности в нем (интонация, мимика, жесты).
Воспитательные:
— формирование интеллектуальной культуры дошкольников в процессе обогащения знаниями, повышающими общую культуру детей;
— мотивирование и стимулирование использования полученных в регламентированной деятельности знаний, умений и навыков в самостоятельных театрализованных играх: самостоятельный выбор сказки, стихотворения, песни для постановки; подготовка необходимых атрибутов и декораций к разыгрываемому спектаклю; распределение ролей и обязанностей.
Развивающие:
— развитие умений и навыков актерского мастерства через переживание и воплощение изображаемого персонажа, передачу образа, активизация навыков социального поведения в заданных условиях;
— развитие активных коммуникативных навыков у детей: публичное изложение собственных мыслей, четкое, правильное, выразительное говорение, грамотное построение диалогов и монологов;
— умение управлять своим телом и голосом, уверенно чувствовать себя на публике, реализация творческих сил и духовных потребностей у детей.
Отличительные особенности программы:
1. Программа разработана с учетом регионального компонента.
2. Программа направлена на формирование у ребенка знаний об общепринятых человеком нормах поведения, на формирование и моделирование навыков социального поведения и эмоционального реагирования в заданных условиях.
3. Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана МДОБУ. Он позволяет уже на этом этапе дошкольного детства сформировать у детей целостного представления об эстетике окружающего нас мира.
4. Поэтапность обогащения знаний и развития психических познавательных процессов ребенка; обогащение содержания жизнедеятельности детей в ДОУ и самостоятельных игр дошкольников.
Программа рассчитана на работу с детьми 5-6 лет.
Формы работы с детьми: слушание музыки, исполнительская деятельность, импровизация, театрализация, экспериментирование, музыкально-дидактические игры, метод сравнения, метод моделирования ситуаций, метод повторения, игровые тренинги, игры-театрализации, экспериментирование и опыты, придумывание сказок на разные темы, использование художественной литературы, слушание, исполнение, импровизация, музыкально-дидактические игры
Режим реализации программы. Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду по программе «Музыкальные капельки» организуется для детей старшего дошкольного возраста два раза в неделю по 25-30 минут во второй половине дня во время, отведенное для игровой деятельности. Игры организуются по желанию детей с подгруппой или со всей группой. Праздники и развлечения организуются во взаимодействии руководителем театра, музыкальным руководителем, хореографом, воспитателями.
Результатом усвоения содержания вариативной программы дошкольного образования «Музыкальные капельки» являются интегративные качества личности, заявленные в Федеральных государственных требованиях.
Во время разработки программы мы столкнулись с проблемой недостаточности методического обеспечения. На момент разработки программы мы не смогли найти полную диагностическую методику для обследования детей. Поэтому нами была разработана авторская диагностическая методика, в основу которой положены работы К.В. Тарасовой и А.И. Бурениной.
Цель методики: исследование уровня развития интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности.
Итоговым мероприятием по вариативной программе дошкольного образования «Музыкальные капельки» является театральная постановка «Доверчивый ежик», выставка детских творческих работ «Лесная сказка».
.
Ну а если Ваш малыш еще очень мал, до освоения вариативной программы дошкольного образования по театрализованной деятельности ему еще расти и расти и познает мир он пока выглядывая из колясочки, то Вы должны сделать все, чтобы малышу было удобно и комфортно. На сайте http://kinder.zp.ua, который предлагает большое разнообразие моделей, вот такая колясочка, легкая и маневренная, будет удобна и Вам, и Вашему малышу.
ФОТОГАЛЕРЕЯ