Формирование интереса дошкольника к своему здоровью (из опыта работы)

10 Мар 2018, Автор: admin

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — это новая ступень в развитии образования, начальным звеном которого является дошкольное образование.

Цель современного дошкольного образования – создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем развитии человека. Одной из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства является здоровье. Впервые здоровье определено, как составляющее и важный результат образования.

Здоровый ребенок — одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования.

Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с участием детей в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника интереса к здоровью, активной позиции по отношению к собственному здоровью. Успех в этой области напрямую зависит от взрослых — родителей и педагогов.

Система работы нашего детского сада предусматривает широкий спектр форм работы по физическому воспитанию де­тей, их оздоровлению, а также формированию представлений о здоровом образе жизни.

В учебном процессе ДОУ можно условно выделить шесть направлений работы по формированию здорового образа жизни.

Первое направление — «Физическая культура» предполагает средства двигатель­ной направленности: физические упражнения, спортивные досуги и праздники, физкультур­ные минутки и динамические паузы, утреннюю гимнастику и гимнастику после сна, пальчико­вую гимнастику, дыхательную гим­настику и гимнастику для глаз, подвижные игры, самостоятельную двигательную деятельность детей.

В каждой группе оборудованы физкультурные уголки, в которых имеются разнообразные пособия для общеразвивающих упражнений: флажки, ленточки, платочки. Детям в любое время доступны обручи, мячи, кегли. В физкультурном уголке размещены различ­ные массажные коврики и дорожки, сделанные руками родителей из бросового материала.

Ежедневно в работе с детьми используются пальчиковые игры. Систематические упражне­ния для пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного моз­га. Широко используются пальчиковые игры без предме­тов в свободное время, на прогулках, в утренний отрезок времени, в игры включаются упражнения с предметами: прищепками, шиш­ками, счетными палочками, грецкими орехами.

В группах имеются картотеки стихов, пальчиковых игр, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, подвижных игр с речевым сопровождением. Беседы о спорте, чтение художественной литературы, автор­ских сказок, стихов позволяет детям свободно общаться с взрослыми и сверстниками на тему здо­ровья и здорового образа жизни человека. Рассматривание иллюстраций, наглядно-методи­ческих пособий расширяет кругозор ребенка, формирует целостную картину мира.

Второе направление — «Соблюдение правил гигиены» предполагает закрепление у детей по­требности в чистоте и аккуратности, совершенствование культурно-гигиенических навыков, а также формирование представлений о необ­ходимости соблюдения гигиенических правил. Педагоги используют различные методические приемы: показ с подробным объяснением дей­ствий, словесное объяснение, частичный показ, указание, напоминание с указанием действия, оценка. Приемы меняются по мере усвоения детьми навыков.

Широко применяются беседы и ситуативные разговоры с детьми. Помимо закрепления культурно-ги­гиенических навыков совершенствуется речь детей, развиваются познавательные интересы. В дидактических играх «Что к чему», «Разрез­ные картинки», «Предметы личного пользова­ния», «Что лишнее?», «Собираем из частей», «Сложи и назови», «Девочка чумазая» развивается мышление, внимание, закрепляются на­звания предметов личной гигиены.

Ребята с удовольствием слушают стихи из книги «Правила поведения для воспитанных детей». Литературные художественные образы помогают им осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик. Желание подражать любимым героям, помогает предотвращать опасные кон­такты и ситуации, угрожающие безопасности жизнедеятельности.

Еще одной составляющей здорового образа жизни является правильное питание. В дидактических играх «Съедобное — не съедобное», «Магазин полезных продуктов», «Полезные и вредные продукты», «Что лишнее?», «Что изменилось?» развиваются навыки здорового питания, формируется умение правильно вы­бирать продукты для здорового питания. За счет употребления обобщающих слов расши­ряется словарный запас, развивается память и внимание. Дети неукоснительно соблюдают правила гигиены при организации питания: перед тем как накрывать на стол, обязательно вымой руки с мылом.

Дошкольники усваивают информацию о микро­бах, понимают необходимость использования мы­ла и воды. Закрепление полученных знаний происходит в игровой деятельности.

Третье направление — «Узнаем свое тело» знакомит ребят с внешним строением тела человека, с возмож­ностями организма. Формируется интерес к дальней­шему познанию себя. Для этого используются дидактические пособия «Строение тела человека», «Органы чувств».

В группах созданы уголки «Здоровейка», в которых собраны книги-энциклопедии «Человек и его здоровье», «Анатомия человека», «Будь здоров!»; алгоритмы чистки зубов, мытья рук, на­глядные пособия «Азбука здоровья» и иллюстративный материал для ознакомления детей с органами чувств, предметами личной гигиены, разными видами спорта, дидактические игры валеологического содержания. Рассматривая их, дошкольники проявляют познавательный интерес к своему телу, своему здоровью.

Интеграция с образо­вательной областью «Безопасность» позволяет детям получить знания о безопасном поведении в быту и на улице, усвоить элементарные пра­вила охраны органов чувств, основные прави­ла заботы о своем теле.

Подобрана художественная литература о пользе зарядки и физкультуры, о режиме дня, культурно-гигиенических навыках, о здоровье и закаливании.

Четвертое направление — «Скажи «нет» вредным привычкам». В дошкольном возрасте у ребят про­должается формироваться устойчивая привычка к режиму двигательной активности. Де­ти усваивают, что человек — живой организм и чтобы жить — необходимо активно двигать­ся. Для этого и предназначены органы чело­века — руки, ноги, туловище, голова. У мальчиков и девочек формируется привычка к соблюдению правил личной гигиены. Воспитатель помогает устано­вить связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настро­ением, самочувствием. Например, я каждый день пра­вильно чищу зубы, значит, они у меня болеть не будут. В этой работе используются расска­зы, ситуативные разговоры, беседы, стихотво­рения. Моделирование различных проблемных ситуаций заставляет детей думать, находить решения. Рассматривание иллюстраций, сю­жетных и предметных картинок позволяет де­тям зрительно запоминать ситуации. Широко использую ролевые, настольно-печатные и ди­дактические игры.

Пятое направление — «Соблюдение режима дня» предполагает знания детей о том, что организм человека имеет одну особенность, о которой нельзя за­бывать: он старается соблюдать свое внутрен­нее расписание и очень страдает, когда этот порядок нарушается. Беседы, ситуативные разговоры, подобранные стихи, авторские по­знавательные сказки, художественная литература — все эти средства помогают решать задачу соблюдения режима дня. В уголке «Здоровейка» размещаются наглядно-дидактиче­ские пособия «Распорядок дня», «Разложи по порядку», «Что перепутал художник?». И, конечно же, проводится обширная работа с роди­телями: четкое соблюдение всегда и всех без исключения правил режима дня, необходи­мость составлять распорядок дня так, чтобы ре­бенку всегда было чем заняться, важность личного примера родителей.

Для работы над шестым направлением — «Следим за своим настроением» в группах офор­млены «стенды приветствий», созданы картотеки игр-минуток вхождения в день. Вместе с родителями оформлены мешочки настроений. Это способствует психи­ческому и личностному росту ребенка, сплоче­нию детского коллектива, созданию позитив­но-эмоционального настроя, умению замечать в людях положительные качества и говорить об этом. Для всех воспитателей существует один прио­ритет: каждому ребенку в группе должно быть хорошо, уютно и комфортно. В книжном угол­ке размещены подборки книг для создания добрых и дружеских взаимоотношений. Эти­ческие беседы «Зачем говорят “здравствуй”», «Праздник вежливости», «Правила дружной игры» способствуют установлению дружеских взаимоот­ношений между детьми.

В последнее время многие родители нередко проявляют заинтересованность в вопросах здоровья и здорового образа жизни семьи и ребенка. Мамы и папы приобретают для домашнего пользования физкультурное оборудование, водят детей в спортивные секции, кружки хореографии. Однако, не все молодые семьи по своему экономическому, образовательному статусу, подготовке к выполнению родительских обязанностей способны обеспечивать необходимые условия для воспитания здоровых детей, способных заботиться и бережно относиться к своему здоровью.  Важная  роль в решении этой проблемы отведена дошкольному образовательному учреждению, сотрудничеству педагогов с семьями воспитанников.  

Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Для реализации данной задачи взаимодействие с семьей должно строиться на принципах партнерства, взаимопонимания, доверия, активного слушания, согласованности действий, самовоспитания, ненавязчивости.

В нашем детском саду работа с родителями занимает особое место в воспитательном процессе. Руками родителей изготовлены пособия для развития самостоятельной двигательной деятельности, для общеразвивающих упражнений и развития основных движений. В раздевалках каждой группы оформлены уголки «Неболейка», стенды с фотографиями из жизни группы. Проводится анкетирование, консультирование и просвещение ро­дителей по вопросам здорового образа жизни. Владение этой информацией помогает родителям стать контактными, заинтересованными. Родители с радостью принимают участие в спор­тивных мероприятиях детского сада.

Результаты работы педагогического кол­лектива по представленной системе демонстри­руют следующее:

  • у детей сформирована устойчивая положи­тельная мотивация к сохранению и укре­плению собственного здоровья;
  • сформированы элементарные знания, уме­ния, навыки валеологического характера;
  • у дошкольников сформированы и совер­шенствуются элементарные культурно-гигиенические навыки;
  • в группе созданы и накоплены наглядные пособия по формированию традиций здорового образа жизни.

А это значит, что с главной своей задачей – заложить ценность ЗОЖ, воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения, — наш детский сад справляется. Ведь здоровье и общее развитие — основные составляющие для определения того уровня развития, при котором ребенок может посещать школу и успешно адаптироваться к требованиям учебно-воспитательного процесса.

Библиографический список:

  1. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И. Крылова. – Волгоград : Учитель, 2014.
  2. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М. : ТЦ Сфера, 2016.
  3. Проект образовательной программы «Энциклопедия здоровья». Модель взаимодействия ДОО и семьи / авт.-сост. Т.В. Гулидова, Н.А. Мышкина, И.Н. Недомеркова. – Волгоград : Учитель, 2016.
  4. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / авт.-сост. Т.Г. Карепова. – Волгоград : Учитель, 2013.

МДОАУ «Детский сад № 22 «Ромашка» г. Новотроицка Оренбургской области»