Профориентация дошкольника: из опыта работы

07 Янв 2018, Автор: admin

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Он должен быть не только свободным, но и осознанным. Ведь выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Работу по профессиональному самоопределению необходимо решать совместными усилиями не только школы, семьи, профессиональных служб, но начинать её нужно именно с детского сада. Это даёт большие возможности для деятельности педагогов. Я выбрала эту тему для себя потому, что она очень актуальна и работаю я с детьми старшего дошкольного возраста.

Для того чтобы дошколятам легче было сделать в будущем свой решающий выбор, который определит их жизнь, необходимо дать ему как можно больше разнообразной информации профориентационной направленности. Чтобы заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, привить им желание стать настоящими профессионалами своего дела, необходимо углубить и систематизировать работу в данном направлении. Подобрать такие формы и методы работы с детьми, чтобы заинтересовать их и увлечь в мир профессий.

Мной была разработана дополнительная образовательная программа для старших дошкольников «Увлекательный мир профессий», которая знакомит воспитанников с профессиями будущего, профессиями востребованных на нашем рынке. Основная цель программы – сформирование у дошкольника положительного отношение к миру профессий, создание условий для возможности использования своих сил в доступных видах деятельности.

Содержание программы реализовывается на основе культурных практик: сюжетной игре, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, чтение художественной литературы. Они выражают содержание и направленность действий и поступков ребенка; принятие и освоение культурных норм общества, принятие общечеловеческих культурных образцов деятельности и поведения и конечно, учёт индивидуальных особенностей его действий.

В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение проектной деятельности, потому что с определенной целью, можно решить поисковые, исследовательские и практические задачи. Ещё это возможность взаимодействия с родителями, с предприятиями и организациями нашего поселка, в том числе и в рамках ранней профориентации детей. Тематика проектов во – первых, напрямую зависит от интересов и потребностей детей получить какую то определённую информацию. Во – вторых, от возможности расширить круг участников проекта, возможности выхода за пределы детского сада, и ориентир на конечный результат. В реализованном проекте «Новосергиевка спортивная», дети познакомились не только с профессиями тренера – преподавателя, по греко-римской борьбе, хоккею, легкой атлетике, но узнали о высоких достижениях наших спортсменов. В рамках проекта «Папины профессии» побывали в пожарно-спасательной части, полиции, автомастерской, лесхозе.

Экскурсионная площадка – ещё один из эффективных методов ознакомления воспитанников с профессиями и трудом взрослых. Будь это целевая или виртуальная экскурсия, от того насколько тщательно она подготовлена, зависит результат. Проведены экскурсии в Дом быта, физкультурно – оздоровительный комплекс «Дельфин», парикмахерской, торговом центре «Лучший». Очень удачной была серия экскурсий в детско –юношескую спортивную школу.

Преобразование предметно-развивающей среды – это ещё один из критериев успешности профориентационной работы. Создавала её такой, чтобы через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых, в том числе профессий востребованных в нашем районе (лесничий, агроном, конюх, животновод). Расширены атрибуты для сюжетно-ролевых игр: — Медицинский центр, Салон красоты, швейная мастерская, торговый центр, строители, пожарные – спасатели и другие.

Организуя работу по профориетации детей, я не могу обойтись без помощи родителей. Информационной, действующей выставкой «Путь в профессию», собраниями, консультациями я заинтересовала родителей. Наши мамы и папы стали постоянными героями «Встреч с людьми интересных профессий», участниками Дней открытых дверей. С удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях, в проектной деятельности.

Это направление в своей работе я реализую второй год. Есть определенные успехи, ещё много предстоит сделать. Я вижу, что детям это интересно, родителей это увлекает, социальные партнеры видят в этой работе профориентационную направленность, нацеленную в перспективе на подготовку профессиональных кадров. И это даёт мне уверенность в возможности всем вместе как можно дальше шагнуть в мир профессий.