Профориентация дошкольника – залог успешного будущего

08 Янв 2017, Автор: admin

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Поэтому важно предоставить ребёнку максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям [4]. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Как же способствовать индивидуализации личности в дошкольном возрасте?

Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребенка.

Реализация задач ранней профориентации в нашем детском саду основывается на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраивается системно.

Педагогами дошкольного учреждения была разработана система психолого-педагогического сопровождения по формированию системных знаний о труде взрослых и ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованного взаимодействия по трем направления работы: дети, родители, педагоги.

Работа с детьми по формированию системных знаний о труде взрослых и ранней профориентации у детей дошкольного возраста осуществлялась путем реализации проекта «Профессии вокруг нас», который имел  определенную структуру:

— «Мир вокруг нас» – деятельность по данному направлению способствовала формированию осознанного отношения ребенка к социальным нормам поведения, уважительному отношению к труду и его значению в жизни человека. В рамках данного направления реализовывался детско-родительский проект «Наши добрые дела»;

— «Все профессии важны, все профессии нужны» – данное направление знакомит детей с миром профессий, их значением, реализует мини-проекты профориентационной направленности: «Профессии моих родителей», «Профессии транспорта» и особое внимание уделяет организации сюжетно-ролевых игр данной тематики, как основному виду деятельности дошкольников.

В каждом направлении деятельности были реализованы детские и детско-родительские мини-проекты. Работа с родителями проводилась в рамках просвещения в тесном взаимодействии с воспитателями.

Для реализации проекта была организована специальная развивающая предметно-пространственная среда с учетом специфики каждой возрастной группы детей, что способствовало созданию условий для развития игровых сюжетов и организации разнообразных видов деятельности.

Инновационным подходом в создании развивающей предметно-пространственной среды в нашем детском саду стали тематические лэпбуки и макеты. При работе с лэпбуками дети имеют возможность самостоятельно получать информацию по изучаемой профессии и использовать её в процессе не только познавательной, но и игровой деятельности. Макеты позволяют знакомить детей с жизнью и трудом людей в разных видах деятельности и дают возможность обыграть различные ситуации, используя накопленный материал.

Лэпбуки и макеты изготавливаются совместно с детьми и родителями и являются многофункциональными.

В процессе реализации профориентационного проекта «Профессии вокруг нас» на постоянной основе в холле ДОУ  функционирует «Биржа профессий», представленная разнообразием стенгазет, позволяющих знакомить детей с многообразием профессий города Бугуруслана, области. Здесь также располагается дидактический материал по ранней профориентации: куклы разных профессий, лэпбуки, дидактические игры, пособия, макеты, аудио и видеоматериалы. Собранный материал на «Бирже профессий» используется при проведении занятий, досугов, квест-игр, игр-путешествий.

Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры». Именно поэтому такая форма работы с детьми как квест-игра стала всё чаще использоваться педагогами при организации детской деятельности, что способствует всестороннему развитию детей, обеспечивает интеграцию содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС ДО).

Наряду с перечисленными формами работы педагогами нашего детского сада используются информационно-коммуникационные технологии, которые предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно-коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.

Таким образом, вся проделанная работа по профориентации дошкольников позволяет говорить о том, что использование предложенной системы работы способствует реализации поставленных целей и достигнуть ожидаемых результатов:

— дети получили новые знания о профессиях окружающих их взрослых, стали больше проявлять творческую активность в процессе продуктивной деятельности;

— педагоги повысили компетентность в освоение проектного метода, что способствовало расширению образовательного пространства, организации насыщенной детской деятельности;

— родители повысили педагогическую компетентность в рамках взаимодействия с детьми.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Снегова Нина Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории; муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида № 16»