Проблема преемственности дошкольного и школьного этапов по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества

05 Янв 2017, Автор: admin

Организация социально-коммуникативного развития дошкольников по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий и начинают задумываться над вопросом – кем быть? Именно поэтому формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада и осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.

В статье рассматривается проблема преемственности дошкольного и школьного этапов по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Цель статьи: исследование проблемы преемственности дошкольного и школьного этапов по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Современное образование требует раннего самоопределения и ранней технологической подготовки детей. Как отмечают многие исследователи данной проблемы, современные дети очень рано приобщаются к технологической среде. Дети по природе своей исследователи и изобретатели, им нравится изготавливать материальные изделия. А, следовательно, одной из ключевых задач в детском саду, а затем и в начальной школе является направление изобретательской энергии детей в нужное русло, т.е. важно научить их использовать инструменты для определенных целей, расширить их представления о том, из чего состоят орудия труда (бумага, карандаш, фотоаппарат и т.д.). Они должны научиться проектировать и изготовлять предметы, пользуясь простыми инструментами и разнообразными материалами, уметь различать то, что им интересно, а затем планировать, конструировать и оценивать проект с помощью воспитателя. Именно на этих этапах развития происходит формирование фундаментальных основ точных наук с учетом возрастных и психических особенностей личности. Формировать логическое, образное, техническое мышление нужно начинать с детского сада, формируя моторику и воображение. Дальнейшее развитие продуктивного мышления будет уже продолжено в начальных классах. Следовательно, современное технологическое образование, предполагающее на выходе высокую профессиональную компетентность, должно и может начинаться уже в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Дети в ДОУ учатся с уважением относятся к любому виду деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Педагоги ДОУ готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Задача педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, поиском более эффективных современных образовательных технологий. Именно поэтому дошкольный период по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.

Ранняя профессиональная ориентация заключается в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств и методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов. Кроме того, ранняя профориентация ДОУ включает в себя приобщение родителей к совместной работе по ранней профориентации детей, а также объединение и развитие форм сотрудничества по преемственности в профессиональной ориентации воспитанников ДОУ на этапах дошкольного и начального образования в рамках реализации модели «Детский сад– школа». В рамках такого подхода образовательное пространство дошкольного учреждение может обеспечить на первой ступени образования раннюю подготовку и профориентацию детей, преемственность и успешность продвижение личности на дальнейших ступенях образования.

В настоящее время дошкольное и общее образование рассматривается как сквозная линия всей системы непрерывного образования. Переход к непрерывному образованию по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества предполагает качественные изменения, в системе технологической подготовки детей начиная с детского сада, а затем в школе. Прежде всего, увеличивается продолжительность и усиливается значимость этапов самообразования в общей системе обучения. Положительно повлиять на проблему преемственности дошкольного и школьного этапов технологического образования и создать реальные условия для их интеграции может введение ранней технологической подготовки и профориентации в системе ДОУ. При подобной организации взаимодействия в образовательной системе «детский сад-школа» дети получают начальную технологическую подготовку, которая является необходимой для формирования технологической культуры личности и подготовки их к дальнейшей исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности и профессионального самоопределения в системе общего образования.

Таким образом, необходимо рассматривать образовательную среду дошкольного учреждение не как этап в структуре ступеней образования, а как поле соорганизации субъектов деятельности, как новый способ сотрудничества детского сада и школы в области реализации непрерывной технологической подготовки. Когда выступая в качестве партнеров, они становятся инициаторами новых инновационных процессов в технологическом образовании детей, реализуя совместные исследования и проекты.

Модель взаимодействия «Детский сад – школа» в области непрерывного технологического образования построенная на гуманистических, проектных, технологиях, предусматривает создание и реализацию развивающей, информационно-образовательной среды, обеспечивающей целостное развитие личности. Свободная для творчества и самореализации образовательная среда дошкольного учреждения, развитие образного, логического, технического, творческого мышления, интеллекта, мелкой моторики, ранней профориентации, должна позволить каждому ребенку реализовать индивидуальную траекторию развития.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими. Развитие представлений о различных профессиях способствуют выстраиванию индивидуальной картины мира ребенка, его индивидуальных способностей и   интересов. Ранняя профориентация заключается не в навязывании детям того, кем они должны стать, а в том, чтобы познакомить их с различными видами труда, чтобы облегчить им самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Хамаева Валентина Витальевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка п. Тюльган