Нетрадиционные направления работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста посредством сказок

04 Ноя 2016, Автор: admin

На современном этапе развития общества одной из главных задач в речевом воспитании является формирование связной речи у детей дошкольного возраста. Реализация основных коммуникативных функций речи и языка объясняет социальную и культурную значимость данного процесса в формировании личности.

Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, определяющая уровень умственного и речевого развития ребенка.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Е.И. Тихеевой. Она считает, что связная речь неотделима от мира мыслей. В своих работах она утверждает, что по уровню речевого высказывания можно говорить о речевом развитии ребенка. Именно в связной речи находит своё отражение логика мышления дошкольника, его умение понять, четко и логически верно сформулировать высказывание.

Вайолет Оклендер в своей книге «Окна в мир ребенка» отмечает, что сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка.

В формировании связной речи наблюдаем взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Обучение пересказу различных фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание предусматривает ознакомление детей с изобразительно — выразительными средствами данного функционального стиля речи. Связное высказывание не только отражает уровеньэстетического, умственного и эмоционального развития дошкольника, но и говорит о том, на каком уровне ребенок владеет грамматическим строем родного языка, насколько чётко систематизировано у него представление о значении слова. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Зачастую мы относимся к сказочному материалу традиционно. За десятки лет образовался стереотип о том, что лиса всегда плутоватая, заяц трусливый, жаль сестрицу — Аленушку, справедливо наказана Баба — Яга и Кощей Бессмертный. Драматизация, инсценировки – центральные задачи, лежащие перед взрослыми в традиционном направлении работы со сказкой.

Нетрадиционно – значит научить детей оригинально, нестандартно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески изменять ход повествования, сочинять разнообразные концовки, включать новых героев, совмещать несколько сюжетов в один и т.д. Данная форма способствует активизации творческого воображения и мышления, формированию умения подбирать антонимы, составлять словосочетания и связные высказывания, подбирать слова — названия качеств, действий, частей предметов.

Традиционно дошкольнику задаётся ряд вопросов по сюжету сказки, сформулированных как констатация (Куда пошла Красная Шапочка?). Правильнее задать вопрос поискового характера (С чем? К кому?).

Подобный нетрадиционный подход решает массу полезных и значимых задач: даёт возможность ребенку понять и уяснить, что же в сказке хорошо, а что плохо, создаёт новую ситуацию, в которой герой смог бы исправиться, где восторжествовала бы справедливость, каждый получил по своим заслугам. Отсюда вытекает творческий девиз ребенка – конструктивная идея – всё можно исправить, изменить, усовершенствовать и доработать во благо.

Роль сказки и художественных произведений в развитии связной речи велика. Так подобные тексты расширяют словарный запас, дают представления дошкольнику о правильной организации диалога и связного высказывания. И помимо этих немаловажных задач важно сделать нашу письменную и устную речь более эмоциональной, выразительной и образной.

Таким образом, сказка играет важную роль в развитии связной речи дошкольников. С ее помощью можно не только развивать познавательные процессы, но и корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника, повысить уровень связной речи, что немаловажно для дальнейшего обучения.

.

Блохина Ю.А.

Опубликовано: Новая наука: опыт, традиции, инновации: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (12 октября 2016 г., г. Омск). / в 2 ч. Ч.1 – Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 14-15.