Ранняя профориентация: формирование у детей элементарных предпосылок профессиональной деятельности

07 Янв 2017, Автор: admin
  • «Как хорошо когда у человека есть возможность
  • выбрать себе профессию не по необходимости,
  • а сообразуясь с душевными склонностями»
  • Апшерони А.

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности имеет приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир. Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение имеют знания о труде взрослых.

Главная цель ранней профориентации детей – это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.

Именно в дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду к труду взрослых, стремятся им подражать в игре и быту и желают сделать что-то сами. Поэтому для создания положительного отношения детей к труду на селе важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. В дошкольном возрасте происходит, непосредственно, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

И так как мы и наши воспитанники живем в селе Петрохерсонец, где находится сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз им. Шевченко, который занимается и растениеводством и животноводством. Некоторые родители наших воспитанников работают в растениеводстве и животноводстве нашего села. Профессии, которые выбрали родители  наших воспитанников, стали смыслом их жизни. Благодаря особому укладу сельской жизни все «чада и домочадцы» семей сельчан ощущают свою кровную связь с селом. Именно поэтому наш педагогический коллектив целенаправленно организовал свою работу по ознакомлению детей с историей нашего села, с людьми, работающими в хозяйстве, реализуя парциальную программу «Мои истоки». Посчитали своей задачей донести до воспитанников реалистические представления о труде людей разных сельскохозяйственных профессий, показать их разнообразие, стараемся сформировать понятие, что механизатор или животновод нечто большее, чем принадлежность к одной профессии. Воспитать чувство гордости за значимость труда на селе, вовлечь в ауру сопричастности к жизни «сельского сообщества», способствовать подготовке подрастающего поколения к такому характеру активной деятельности, в которой знания, соединяясь с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой нашего села, впоследствии, ускорят интеграцию детей во взрослое сообщество.

Игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. В игровой деятельности, беря на себя ту или иную роль (шофера, воспитателя, летчика, машинист) и начиная действовать в соответствии с этой ролью, ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, а избирательное отношение к профессиональным ролям кладет начало профессиональному самоопределению. Если ориентировать детей дошкольного возраста в явлениях общественной жизни, проводимое в форме «профессионально-ролевой игры», включая информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых, и в какой-то форме имитируя эту деятельность, то создаются следующие возможности: возникают условия для эффективного формирования картины и образа мира в сознании ребенка, включающие профессиональную составляющую жизнедеятельности людей; форсируются представления о назначении и содержании отдельных профессий; возникают и проявляются ранние профессиональные устремления детей.

Работа на селе требует от человека любви к своему селу, своему делу и безупречного знания своего дела, обостренного чувства «команды» и особой ответственности за общий результат. Проведению этой работы помогало благоприятное окружение: недалеко от детского сада находятся ремонтные мастерские для сельскохозяйственной техники, автогаражи, зерновой ток, мельница, пекарня, ферма. Мы ходим на непродолжительные целевые прогулки и экскурсии в поле, где убирали пшеницу, кукурузу, следили за тем как комбайн убирает урожай, на зернотоку, куда привозили зерно с поля как машины его выгружают, сортируют, завозят в зерновой склад, везут на ферму для животных. Наблюдали за тем как трактор со специальным оборудованием косит траву, кукурузу на корм животным. В мастерских наблюдали, как ремонтируется сельскохозяйственную технику. Дети получают возможность непосредственно наблюдать процесс труда всех профессий на селе и видеть конечный результат.

Основная работа с детьми данного возраста проводится в группе. Воспитатели, используя словесные методы рассказы, чтение книг — начинают проводить целенаправленные беседы с детьми о профессиях пап и мам.

Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.

Работая в этом направлении, наши воспитанники не только расширяют кругозор и повышают уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе пытаются выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважать труд взрослых и результаты их труда.

Сейчас сложно спрогнозировать далекое будущее, когда наши воспитанники начнут самостоятельную жизнь. Мы убеждены, что наша работа по ознакомлению детей с профессиями села, по ранней профориентации наших воспитанников важна и нужна. Наш коллектив, понимая ее значимость, будет продолжать кропотливую работу.