Формирование эмоций у детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

12 Апр 2013, Автор: admin

Формирование эмоций у детей дошкольного возрастаФормирование эмоций у детей старшего дошкольного возраста, эффективное управление их формированием и развитием, методическое, организационное обеспечение выступают не только как сложная педагогическая проблема, но и как важнейшая социальная задача.

Предлагаем Вашему вниманию сценарий мастер-класса по теме «Формирование эмоций у детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности», разработанный Григорьевой  О.Г., воспитателем МБДОУ  д/с № 6, ЗАТО Комаровский Оренбургской области совместно с музыкальным руководителем.

Цель мастер класса (для педагогов): Познакомить педагогов с возможностью взаимодействия специалистов ДОУ в целях развития эмоциональной сферы дошкольников при воспитательно-образовательном процессе.

Цель мастер-класса (для детей): Сохранять и укреплять физическое, психическое и эмоциональное здоровье детей в процессе музыкальной деятельности дошкольников.

Задачи:

1. Учить детей чувствовать настроение музыкальных фрагментов, развивать ассоциативное мышление, воображение.
2. Закрепить знания детей об основных видах эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, страх.
3. Прививать навыки расслабления при помощи музыки, способствовать коррекции психо-эмоциональной сферы, снятию у детей нервно-психического напряжения в процессе активной и пассивной музыкотерапии.
4. Развивать певческие способности детей, музыкальную память, внимание.
5. В процессе игры на музыкальных инструментах развивать чувство ритма, творческую активность, вызвать эстетическое наслаждение от звучания инструментов и чувства совместной деятельности.
6. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к участию в коллективной музыкально-игровой деятельности.

Материалы и оборудование: резинки разного цвета, мячик, шкатулка, видеопроект «Веселые гномы», подушечки, музыкальные инструменты: треугольник, колокольчик, свистульки, металлофон, шуршалки; стаканы с водой, миски с водой, коктейльные трубочки.

Ход занятия

Дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель (поёт):

Добрый день, добрый час.
Очень рада видеть вас!

Музыкальный руководитель:

— Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить,
Всем, кого б ни встретил, —
Это знают дети.

Дети (поют):

Добрый день, добрый час.
Очень рады видеть вас!

Взрослые (поют):

Добрый день, добрый час.
Очень рады видеть вас!

Музыкальный руководитель:

— Ну вот, со мной вы поздоровались, с гостями поздоровались, а теперь мы поздороваемся друг с другом нашей любимой песенкой-игрой «Здравствуй, друг».

(Проводится коммуникативная песня-игра «Здравствуй, друг!», звучит мелодия песни «Капель»(муз. В.Алексеев).

Зашагали ножки
Прямо по дорожке.
Весело гуляли
И друга повстречали.

 

Припев.

Здравствуй, здравствуй,
Милый друг!
Ты посмотри вокруг.
Ты мне только улыбнись!

Побежали ножки
Прямо по дорожке.
Весело бежали
И друга повстречали.

 

Припев.

Поскакали ножки
Прямо по дорожке.
Весело скакали
И друга повстречали.

 

Припев.

(Звучит запись скрипки, музыкальный руководитель читает стихотворение И. Михайловой «Чуть-чуть грустно»):

О грустном запела скрипка,
В пруду услыхала рыбка,
Услышали мак и ромашки,
Пастух на лугу и барашки,
На ветке зеленой птица,
Скворчиха, а может, синица,
И черная важная кошка…
И все погрустили немножко

Музыкальный руководитель:

— Не знаю, умеют ли грустить мак и ромашки, но люди – все люди, живущие на Земле, умеют чувствовать. Мы способны грустить и радоваться, страдать и удивляться, волноваться и негодовать. Это состояние души называется настроением.

Воспитатель:

— Ребята, давайте подумаем, на что может быть похоже наше настроение. Например, моё похоже на солнышко, оно доброе, лучистое, тёплое и нежное. А на что похоже ваше настроение сейчас мы узнаем в игре «Я мячик кому-то сейчас покачу…».

Я мячик кому-то сейчас покачу
Его настроение узнать я хочу…

(Упражнение проводится по кругу. Дети отвечают, на что похоже их настроение.)

Музыкальный руководитель:

— У каждого своё настроение. И оно разноцветное: у кого-то жёлтое, у кого-то зелёное, красное, синее. Посмотрите, у меня есть вот такие разноцветные резиночки. Вы подойдите к ним и выберите себе резиночку того цвета, какого у вас сейчас настроение.

 Наше разноцветное настроение пожжет нам попасть в необыкновенную страну- страну гномов. Отправимся мы в наше путешествие по музыкальным дорожкам.

 Вначале мы идём по ровной дорожке (нота до) и поём весёлую песенку «А».

Но вот перед нами крутая гора…
Нам надо взобраться скорее туда.

(Начиная с ноты «до», идёт поступенный подъём вверх до ноты «соль» с произношением гласных звуков «А»,»И», «О», «У», «Э»)

Но с горки мы вниз покатились: «Эх».
Мы снова дорожку прямую нашли

(нота «фа» поступенный подъём вверх до ноты «до»  с произношением гласных звуков «А», «И», «О», «У», «Э»)

И с горки скатились

(«Эх!»)…

И в тёмной пещере
Мы вдруг очутились.
Бояться не будем, вокруг оглянёмся.
Алмазы отыщем, за дело возьмёмся.

Посмотрите ребята, мы нашли драгоценные камни, которые любят собирать наши гномы. Мы их возьмем и сложим в сундучок.

Музыкальный руководитель:

Подарок для гномов у нас уже есть,
Алмазов в шкатулке, ребята, не счесть!
Но чтобы скорее нам к гномам прийти,
Песню спеть дружно всем нужно в пути!

 

(Дети исполняют «Песню Красной Шапочки»)

Воспитатель (слайд с изображением Гнома):

— Вот мы с вами и в волшебной стране гномов. Я буду вашим экскурсоводом и расскажу о ней. Давайте сядем на коврик. Приготовьте свои пальчики для игры «В лесу».

Пальчиковая гимнастика «В лесу»(музыка Е. и С.Железновых):

Есть в лесу из бревен дом,
Есть окошко в доме том,
Посмотрите в то окно,
В доме тихо и темно.
Мы тихонько кулачком,
Постучимся в этот дом.
Выглянул какой-то зверь,
«Гав», — сказал и запер дверь.
Мы погромче кулачком
Постучимся в этот дом.
Выглянул какой-то зверь,
«Бе», — сказал и запер дверь.
Громко-громко кулачком
Постучимся в этот дом.
Вот и курочка бежит,
«Ко-ко-ко», — нам говорит.
Кто-то из окна глядит,
Громко-громко нам кричит.
Хватит в домик наш стучать,
Дайте хоть чуть-чуть поспать!

Воспитатель:

— Кто же это может быть? Кто нам громко нам кричит? А какое у него настроение?

У каждого гнома свое настроение и свое имя: Весельчак Эх, Злюка Ух, Плакса Ох, Бояка Ой, Удивляка Ого. Давайте по их фотографиям постараемся узнать, кого как зовут. Почему вы так решили? Так кто же нам ответил из домика? А как бы нас встретил Весельчак Эх?

Воспитатель:

Эх, пора уже вставать
Буду я гостей встречать!

— Дети, давайте предложим этому гному «Рецепт хорошего настроения». Приложим к нашему рецепту свое настроение (резиночки).

Ритмодекламация:

Если стало вдруг кому-то
Очень грустно почему-то…
И не знаешь как же быть
Как его развеселить…

Дети (поочередно):

Ты возьми стакан смешинок
Громкий хохот из резинок
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай.
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек…
Непременно захохочет.
Ха-ха-ха…Ха-ха-ха…

Музыкальный руководитель:

— У каждого гнома есть своя любимая песенка. Вот ее ритм. Большие предметы – это длинные звуки, а маленькие – короткие. В конце каждого ритма стоит музыкальный знак – пауза. Что он обозначает? На этот знак мы будем произносить имя гнома. Давайте вместе прохлопаем ритмы.

Теперь отхлопаем ритмы под музыку. Внимательно следите глазками за изображением на экране и за моими указаниями.

До семи мы посчитаем,
Имя гнома мы узнаем.
У него веселый смех!
Посмотрите, это – Эх.
Он всегда, всегда сердит,
Из-под бровей на всех глядит.
Постоянно слышно: «Ух»,
Это гномик – Злюка Ух.
Солнца нет и день так плох
Веселиться он не мог.
И печален гномик Ох,
Грустно очень, плачет Ох.
Всего боится этот гном, его пугает все кругом.
Маленький он – Ой.
Слышно всегда: «Ой».
Всегда всему он удивлен,
Удивляка этот гном.
Вышел он на огород,
Позвал маленький народ.
Гномы: Эх, Ух, Ох, Ого.
Сколько здесь всего – ого!

 

Презентация видеопроекта гимнастика для глаз «Крошка Енот»

Ребята у гномиков есть хороший друг Крошка Енот, и он прислал им видео письмо. Мы вместе с гномиками проведем гимнастику для глаз.

Музыкальный руководитель:

Все ребята постарались,
Даже гости улыбались.
Настроение – высший класс!
Будем танцевать сейчас!

 

(Дети исполняют песню-танец «Отличное настроение»)

Воспитатель:

Мы играли, танцевали
И немножечко устали.
Нам домой уже пора,
Собирайся детвора.
Глазки мы прикроем,
Раз, два, три, четыре, пять
Глазки можно открывать.

Вот мы опять в детском саду «Малышка». Посмотрите в окно, какое сейчас время года. Правильно зима. А у зимы есть настроение? Какое оно, и почему? Отгадайте про какое время года я сейчас скажу:

И тает снег, бегут ручьи,
Все звери просыпаются.

Музыкальный руководитель:

— правильно, весной природа просыпается, оживает после зимнего сна. Солнце начинает ярко светить, тает снег, бегут ручейки. Ребята, как вы считаете, весна это радостное время года или грустное? Почему? А теперь давайте подумаем, какими инструментами мы бы озвучивали весну. (Капель – треугольник, птицы – свистульки, солнышко – металлофон, жучки – шуршалки и т.д.)

Музыкальный руководитель:

— У нас остался еще один музыкальный инструмент – вода. Его используют музыканты-аниматоры. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы звучала вода?

Используя различные способы, мы с вами можем озвучить, как журчит ручеек, плещется рыбка, прыгает по воде лягушка.

Музыкальный руководитель:

Вот оркестр у нас какой,
Звонкий, шумный, озорной.
Инструменты в руки взяли,
Весны звуки зазвучали.

Воспитатель:

О весеннем настроении,
О прекрасном птичьем пении.
О журчании ручейка,
О порхании мотылька.

Музыкальный руководитель:

Все готовы, начинаем…
По руке моей играем.
Утро раннее, рассвет,
Лучик солнца шлет привет, (колокольчик)
Встало солнце над полями,
Над зелеными лугами… (металлофон)
Показались здесь проталинки (бокал0
А на них цветочек маленький.
Набухли на деревьях почки, (треугольник)
Из них появятся листочки.
Букашки, мошки просыпаются…(маракасы, шуршунчики)
И птичьи трели разливаются (свистульки)
Шумит река, журчат ручьи (лить воду)
И прилетели к нам грачи, (свистульки)
Забурлила теплая вода,
Унесла последние кусочки льда… (дуть через трубочку в стакан с водой)
Природа встала ото сна, (маракасы)
Ожило все, пришла весна, (все инструменты)
И понял каждый без сомнения,
Что у весны есть настроение.

Музыкальный руководитель:

Вспомним ребята где сегодня мы побывали, что мы повстречали? И какое у вас настроение?

— Ну, я думаю, что и у вас и у наших гостей сейчас очень хорошее настроение.

Воспитатель: сегодня мы хотим вам подарить веселые смайлики на память о нашем сказочном путешествие.

Музыкальный руководитель:

Подставляйте ваши ладошки,
Я насыплю вам солнца,
Подарю теплый ветер,
И рассвет голубой,
А в придачу
Отдам я вам песню,
Вы возьмите ее с собой!

.

Не только музыкально-художественная, но и продуктивная деятельность детей может сопровождаться разнообразными эмоциональными состояниями, значимыми для развития личности ребенка. На сайте Podelki-online.ru опубликована интересная статья про поделки из ниток, которые могут увлечь как детскую, так и взрослую аудиторию. Так же в статье предлагается видеоролик мастер-класса, в котором даются подробные инструкции по выполнению поделок.