Я бы в летчики пошел, пусть меня научат: ранняя профориентация дошкольников
12 Янв 2017, Автор: adminТехнический прогресс ежедневно изменяется, встает на новую ступень развития, а это значит, что в современном обществе появляются новые профессии. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин неоднократно в своих выступлениях выражает свое мнение о том, что «лучше бы начинать профориентацию на самой ранней стадии, еще и в школе».
Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Это касается не только выпускников школ. В рамках преемственности по профориентации детский сад становится первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – одна из первых ступеней в формировании знаний о профессиях.
В период дошкольного детства ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер.
В нашем дошкольном учреждении создаются условия для развития способностей каждого ребенка и начиная с трехлетнего возраста в процессе игры, прививаются интерес к профессиям, развиваются трудовые и социально-коммуникативные навыки. Полученные знания помогают детям расширить свой кругозор о профессиях, тем более, что многие профессии понемногу устаревают или перенимают новые современные названия. Теперь про портного мы говорим – дизайнер одежды, про столяра – мастер по дереву, про токаря – специалист по обработке металла, про регулировщика – инспектор ГИБДД. Некоторые профессии и вовсе исчезли вследствие того, что им на смену пришла техника, так, например, чертежника заменил компьютер, ткач уступил место швейному производству, телефонистки исчезли с появлением автоматических телефонных станций. Нет разнообразия профессий в непосредственном окружении детей.
Именно поэтому профориентационная работа с детьми актуальна для нашего учреждения, так как мы имеем возможность как можно шире разнообразить впечатления о мире профессий, чтобы дети могли анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.
Следует учесть, что такая работа должна быть систематизированной и целенаправленной.
Работа в нашем учреждении начиналась с анализа знаний детей о профессиях, анкетирования родителей и педагогов о профориентационной работе в детском саду.
Данное исследование выявило следующие проблемы: большинство детей знают только профессии тех, кто принимает непосредственное участие в образовательной деятельности ДОУ: 20 % детей не смогли назвать профессии родителей; 38% процентов воспитанников не знают, чем занимаются на работе их родители. Среди причин, по которым необходимо работать семьям, 76 % дошкольников выделяют материальные и только 24% общественно-значимые причины. Большинство детей мечтают стать врачами, учителями, продавцами, полицейскими. Отсутствует разнообразие в выборе профессий. Дети не называют специальности, которые наиболее часто встречаются в нашем городе. Родители заинтересованы в проведении в ДОУ профориентационной работы, но сами не стремятся проявлять активность.
На первом этапе работы по профориентации дошкольников нами были определены цели и задачи, начат сбор материала по ознакомлению детей с профессиями, необходимого для реализации цели. Приступили к изготовлению дидактических игр и пособий.
Целью профориентации дошкольников стало расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых через сеть проектов.
Задачи: развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители, социальные партнеры); знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, выполняемые трудовые операции, результат труда); формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это основа жизни; воспитывать у детей чувство уважения к людям труда и результатам их деятельности.
Для достижения поставленной цели в детском саду мы взяли за основу классификацию профессий Климова Евгения Александровича, который разделил их на три направления: гностические профессии, преобразующие профессии, изыскательные профессии. Данная классификация позволила педагогам спланировать образовательную деятельность, детально раскрыть специфику профессий, понять их значение в жизни человека. Созданы условия для реализации современных подходов в области профориентации детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы6 технология проектной деятельности, технология сотрудничества, технология портфолио, метод игровых обучающих ситуаций, метод проблемных ситуаций, метод эмпатии, опытно-исследовательская деятельность и др.. Организовываются встречи с представителями разных профессий, для ярких и запоминающихся впечатлений детей. Разрабатываются долгосрочные, практико-ориентированные проекты, в которых участвуют дети, их родители, воспитатели, сотрудники детского сада. Методическое обеспечение по профориентационной работе с дошкольниками постоянно пополняется разработками педагогов детского сада. Родители активно принимают участие в реализации проектов.
Анализ результатов повторного исследования позволил сделать вывод о том, что:
— большинство детей (94%) называют профессии родителей и осознают не только материальные, но и общественно значимые причины труда, 86% детей знают, чем занимаются родители на работе и какую пользу приносят обществу;
— расширились представления детей о различных и редких профессиях, некоторые дети мечтают выбрать профессии родителей;
— произошло обновление развивающей предметно-пространственной среды;
— повысилась заинтересованность родителей в совместной работе по профориентационной работе с детьми.
Таким образом, ранняя профориентация дошкольников имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Мы считаем, что данное направление одна из важных ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Савельева Наталья Николаевна, заведующий муниципальным дошкольным образовательным бюджетным учреждением «Детский сад № 21 комбинированного вида» г. Бузулука