Технология Лэпбука и ранняя профориентация дошкольников

11 Янв 2017, Автор: admin

Педагогу в соответствии с современными требованиями, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в ДОО, необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями, с целью организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

В чем же особенность организации образовательной деятельности в детском саду на современном этапе по ранней профориентации дошкольников? Это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных инновационных технологий, форм и методов работы с детьми в рамках интеграции образовательных областей.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Одним из способов достижения этой цели по направлению ранней профориентации дошкольников коллектив МБДОУ Солнечный ДС «Солнышко» считает использование в ДОО методику создания лэпбука.

Лэпбук (Lapbook) – это самодельная интерактивня папка, собравшая обучающий материал, структурированный особым образом. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Лэпбук помогает изучать новое, повторять пройденное, исследовать сложные темы, разбивая их на небольшие, понятные части.

Особая ценность методики в том, что ребенок в игровой форме учится собирать и структурировать информацию, без этого навыка самостоятельное образование невозможно.

Лэпбук является средством развивающего обучения и предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий [1].

Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

Лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Плюсом является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой [2].

Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с детьми, тогда они запоминают информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Существуют разновидности тематических папок:

  1. В зависимости от назначения: учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические (путешествие, поход в цирк, и т.д.)
  2. В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка.
  3. Организация материала: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся детали, карточки, теги, стрелки, пазлы, и т.д.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми, добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения), свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства), открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе), самостоятельная деятельность детей.

Значение лэпбука по задаче ранней профориентации для педагогов: способствует организации материала по изучаемой теме в рамках планирования, оформлению результатов совместной проектной деятельности и может быть формой представления итогов проекта или тематической недели, организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми, подачи всей имеющейся информации в компактной форме.

Значение лэпбука по задаче ранней профориентации для ребенка: помогает ребенку по своему желанию организовать поиск информации по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал, отличный способ для повторения пройденного материала.

За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение рисовать и т.д.) и сделать коллективную книжку.

Лэпбук способствует развитию познавательных процессов, творческого

мышления, любознательности, воображения, моторики, пространственной ориентировки, обогащению словарного запаса, расширению представлений детей о профессиях.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

— информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по теме ранней профориентации, а не подбирать различный дидактический материал);

— полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;

— обладает дидактическими свойствами, является средством художественно- эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

— вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части).

-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.

Создание педагогом МБДОУ Солнечный ДС «Солнышко» лэпбука на тему «Профессии» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. В нем разместились следующие кармашки: изображения профессий, загадки, стихи, рассказы, лото «Профессии», дидактическая игра, творческие задания. Он стал формой представления итогов тематической недели.

Лэпбук – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители при создании лэпбука «Профессии» обеспечили поддержку: информационную (сбор информации для лэпбука), организационную (экскурсии, походы), техническую (фото, видео), мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).

Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и узкие специалисты.

Таким образом, лэпбук в ранней профориентации дошкольников – это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества [3].

Библиографический список

1. Носова Е. Ю., Федорова Т. В. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 136-138.

2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф.- Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155

Дробышева Татьяна Александровна, заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Солнечный детский сад «Солнышко», оренбургская область, Ташлинский район, поселок Солнечный