Профориентация дошкольников как одно из средств социального развития ребенка

09 Янв 2017, Автор: admin

В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями. Существует огромная потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, организованностью и творческим потенциалом.  Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования.

Рассмотрев актуальность и значимость вопроса, мы сделали вывод, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребенок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств. Анализ состояния работы в нашей дошкольной организации по ранней профориентации позволил выделить следующее противоречие: между растущей актуальностью ранней профориентации, богатством информационного поля и недостаточной разработанностью организационно-методических условий её проектирования и средств реализации.

С целью планомерности и систематизации работы по профориентации в дошкольном образовательном учреждении была разработана программа «Создание в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста на 2016-2018 гг.» (с творческим названием «В мире профессий»). В программе предусмотрено создание комплекса психолого-педагогических условий, включающего в себя:

— повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах профориентации дошкольников;

— создание развивающей предметно-пространственной среды профессиональной направленности;

— использование инновационных технологий в организации образовательной деятельности;

— организация сотрудничества с семьями воспитанников;

— обеспечение социального партнерства с учреждениями экономической и социальной сферы города.

Основной акцент мы сделали на повышение уровня педагогической компетенции. По изучению методических материалов и практического опыта запланированы и проведены: семинары-практикумы, мастер-классы, деловые игры, круглые столы. В работу стажерской площадки, деятельность которой направлена на поиск новых, эффективных форм работы с детьми, созданию банка методических материалов, были включены мероприятия по обобщению опыта работы педагогов ДОУ по профориентации.

Огромное внимание было уделено созданию развивающей предметно-пространственной среды, которая позволила обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создала возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время правильно организованная среда позволяет нам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

В течение года педагогами детского сада реализованы краткосрочные проекты с творческими названиями: «Где родился, там и пригодился», «Профессии прошлого и настоящего», «Как стать спортсменом», «Нефтяники – гордость нашего города» и др. В ходе реализации проектов дети старшего дошкольного возраста с помощью взрослых находят ответы на поставленные вопросы. По результатам составлены алгоритмы, модели, ленты времени, тематические лэпбуки.

Уникальной находкой для обогащения представлений о той или иной профессии в нашем учреждении является образовательная квест-технология.

Идея проста – команды, перемещаясь по точкам, этапам, выполняют различные задания. В ходе игры дети встречаются  с представителями разных профессий, которые предлагают задания и  вместе с детьми решают их. Знакомство с профессиями происходит на искусственно подготовленных площадках (кондитерская, химическая лаборатория, кабинет следователя). Благодаря проведению квестов развивающая предметно-пространственная среда детского сада всегда мобильна. Огромным плюсом в проведении таких мероприятий, является совместная работа всех ведущих специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).

Большие возможности в социализации и ранней профориентации дошкольников предоставляют методы музейной педагогики. Одна из экспозиций в нашем детском саду посвящена труду «Профессии прошлого – профессии настоящего». После ознакомления с профессиями, сбора коллекции, в мини-музеи прошли экскурсии для родителей и гостей детского сада, где дети подготовительной группы выступали в роли экскурсоводов. Музейная педагогика помогает педагогам в решении задач по формированию умений у детей видеть и оценивать окружающие вещи с точки зрения развития истории профессии, понимания значения труда в жизни людей, по развитию потребности и способности самостоятельно осваивать окружающий мир профессий.

Но главное правило: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть! Для закрепления полученных знаний о профессиях нашими педагогами широко используется сюжетно-ролевые игры. В процессе профориентационных сюжетно-ролевых игр имитируются производственные сюжеты и ситуации, модель профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. Если первоначально, в выборе роли, главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит. Правильно организованная игра является прекрасным средством воспитания эмоционально — положительного отношения к труду.

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей педагоги детского сада  отводят семье. Семья – это пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Поэтому в ДОУ организована работа «Клуба встреч с интересными людьми». Участие родителей,  прежде всего, проявляется в доступных детям беседах о себе, своей работе, профессиях родственников. Совместно с родителями совершаем экскурсии в организации и предприятия города, на которых они осуществляют свою трудовую деятельность. По итогам проекта была создана книга «Профессии наших родителей».

В студии «Мамины и папины уроки» в совместной деятельности с родителями проходят «мастер – классы». Мамы, папы, бабушки помогают дошколятам обрести навыки по работе с тканью, пряжей, пухом, тестом, деревом. Дошкольники не только учатся чему-то новому, но и оценивают умение своих родителей, а родители чувствуют себя в роли  «коллективного педагога», ведь совместное творчество обогащает семейный досуг, объединяет членов семьи, а главное – положительные впечатления сохраняются в памяти ребенка на всю жизнь.

Эффективной формой профориентационной работы является социальное партнерство с учреждениями и организациями городского округа. Формами сотрудничества являются: совместная организация и проведение мероприятий, вечера-встречи с интересными людьми города, совместная исследовательская деятельность, консультации, вечера, круглые столы, экскурсии и различные акции.

Для формирования личности ребенка, способной к самореализации, самоопределению, с целью подготовки спортивного резерва тесно сотрудничаем со школой олимпийского резерва по настольному теннису и с детско-спортивной юношеской школой. Кроме традиционных экскурсий, знакомство с работой секций, мы применяем такую форму работы как: «Тренировка с чемпионом». Благодаря такой совместной работе увеличилось количество наших выпускников, которые продолжают активно заниматься спортом и добиваются  высоких результатов.

Полученные знания о профессиях воспитанники ДОУ воплощают в творческих работах. Дошкольники стали лауреатами конкурса «Безопасность труда и Я» организованного министерством труда и занятости населения Оренбургской области.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов ДОУ. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Чернова Ирина Владимировна, заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9» г. Сорочинска Оренбургской области