Дошкольникам о профессиях: профориентация в условиях ФГОС ДО

10 Янв 2017, Автор: admin

«У меня растут года,

Будет и семнадцать,

Кем работать мне тогда?

Чем мне заниматься?»

В. Маяковский

В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа «Мир профессий», которая разработана коллективом самостоятельно.

Актуальностью разработки программы было то, что многие дети не знают, кем и где работают их родители, у них недостаточно знаний о профессиях взрослых, рукотворном мире, в котором ребенку предстоит жить. А согласно ФГОС ДО, трудовое воспитание – это одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, которое включает в себя ряд задач, направленных на формирование у дошкольников положительного отношения к собственному труду и труду других людей, совершенствование трудовых навыков, а также ознакомление детей с трудом взрослых.

Педагоги детского сада понимали, что мир профессий – это сложная, динамичная, постоянно меняющаяся система. Поэтому возник вопрос: «Как знакомить детей с профессиями взрослых, привить интерес к какой-либо профессии, которая в дальнейшем поможет им в выборе профориентации?»

Знакомясь с трудом взрослых, дошкольник получает первоначальные представления о значимости профессий в жизни общества и роли труда. Вот почему нам было важно создать для воспитанников систему формирования у них знаний о труде взрослых, подготовить их к тому, чтобы они в свое время  могли безбоязненно вступить в самостоятельную жизнь. Понимая важность работы по данной проблеме, перед коллективом детского сада была поставлена цель: дать детям знания о профессиях, об условиях труда, инструментах для работы, выполняемых трудовых операциях и результатах труда.

Проанализировав задачи образовательной программы дошкольного образования дошкольного учреждения по области «Социально-коммуникативное развитие» было решено расширить перечень  профессий для ознакомления с ними детей, включив профессии отражающие промышленность, культуру и другие организации родного города, а также региона. И, конечно, учитывался  детский интерес к профессиям, возраст детей, их гендерная принадлежность.

В младшем дошкольном возрасте кроме ознакомления с трудом работников детского сада были включены такие профессии как: продавец, парикмахер, шофер, строитель (каменшик), птичница.

Перечень для детей 4-5 лет включал в себя следующие профессии: врач, строитель (маляр, плотник), электрик, работник кафе (официант), полицейский, космонавт, кондитер, военнослужащие (танкисты, моряки), художник, доярка.

Для детей старшего дошкольного возраста были выбраны профессии, связанные с:

— транспортом (инспектор ДПС, работники аэропорта (пилот, бортпроводник, диспетчер), заправщик (оператор бензоколонки), мойщики машин;

— творчеством (театр: артист, режиссер, постановщик, сценарист, осветитель; цирк: клоун, дрессировщик, жонглер, гимнаст; ателье: закройщик, швея; архитектор, ювелир);

— военными профессиями (радист, ракетчик, пограничник, разведчик);

— рабочими специальностями завода (токарь, фрезеровщик, сталевар, оператор газзаводских установок);

— организациями города (банковские работники, работники школы (директор, учитель); пожарные, работники почты, железной дороги (машинист, проводник, рабочий путей);

— сельским хозяйством и животноводством (механизатор (хлебороб), тракторист, комбайнер, овощевод, телятница, свинарка).

С целью ознакомления детей с профессиями взрослых в каждой возрастной группе были разработаны перспективные планы, включающие в себя различные формы и приемы работы, способствующие лучшему усвоению знаний о труде людей разных профессий.

В младшем дошкольном возрасте основу составляют наблюдения за трудом работником детского сада, экскурсии на их рабочее место, рассматривание орудий труда, беседы и дидактические игры типа: «Назови предмет», «Для чего этот предмет?», «Кому, что нужно для работы?»

В старшем дошкольном возрасте при ознакомлении детей с профессиями использовались более сложные приемы: рассказ о профессии с использованием наглядного материала, игры-задания, игровые упражнения, чтение художественной литературы, игры-драматизации, «погружение в профессию», средства ИКТ, проектная и продуктивная деятельность.

Каждый педагог детского сада, знакомя воспитанников с профессиями взрослых, понимал, что ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть. Поэтому большое внимание было уделено созданию условий для сюжетно-ролевых игр, так как игра – это ведущая, наиболее доступная, понятная, интересная деятельность дошкольников.

В ходе игры дети имеют возможность отражать содержание деятельности представителей разных профессий, показать работу различных учреждений (например: банк, школа, магазин), закрепить знания о предметах труда, необходимых для трудовой деятельности взрослых. В сюжетно-ролевой игре развивается личность ребенка, воображение, умение перевоплощаться, общаться со сверстниками, а главное – возникает стремление к самореализации, самовыражению.

Основная сложность работы по изготовлению сюжетно-ролевых игр заключалась в том, что значительная часть профессий, с которыми мы знакомили детей, были или незнакомы или малознакомы детям. Поэтому пришлось не только подбирать необходимые  атрибуты, предметы труда, шить костюмы, но и изготавливать при непосредственном участии детей старшего дошкольного возраста макеты: «Газзавод», «Птичник», «Ферма», «Заправка», «Театр «Пьеро», «Зоопарк» и другие.

Параллельно разрабатывались циклы бесед о профессиях, осуществлялась подборка художественных произведений о труде, создавались альбомы «Профессии», «Мы трудимся». Разработан проект «Путешествие зернышка», помогающий знакомить детей с профессиями сельского хозяйства, связанных с выращиванием хлеба. Созданы мультимедийные презентации о профессиях.

Работа с детьми по ознакомлению с профессиями, формированию положительного отношения к труду и его результатам, велась в тесном сотрудничестве с семьей. Вначале родителям было предложено ответить на несколько вопросов анкеты, суть которой заключалась в том, чтобы узнать даются ли детям дома трудовые поручения, рассказывают ли родители о том, где и кем они работают. Проанализировав анкеты, мы сделали вывод, что большая часть родителей не рассказывают детям о своей профессии, у многих детей в семье нет постоянных обязанностей, поручения даются не регулярно. Поэтому мы попросили родителей, чтобы они чаще рассказывали своим детям о своей профессии, работе. А для систематизации работы с родителями, был разработан план мероприятий, включающий в себя цикл консультаций «Трудовое воспитание в семье», всеобуч «Профориентация дошкольников», приглашение родителей в группу (встречи с интересными людьми), развлечение «Все профессии важны, все профессии нужны», выпуск стенгазеты «Профессии», изготовление макетов, участие родителей в субботниках по благоустройству территории детского сада.

Для того, чтобы увидеть результат своей работы по ознакомлению воспитанников с профессиями, для каждой возрастной были составлены опросники, которые включали в себя не только вопросы о труде взрослых, об орудиях труда, но и помогали увидеть насколько у детей сформированы нравственные качества.

Опрос детей показал, что они знают и называют большое количество профессий, предметы труда, знают пословицы о труде. В свободной деятельности используют строчки из стихов и песен, атрибуты и костюмы сюжетно-ролевых игр, с удовольствием рассматривают альбомы о профессиях. И что немаловажно – могут назвать профессии родителей и с небольшой помощью рассказать, в чем заключается их работа.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы, детского сада. Но, несмотря на положительные результаты, следует продолжать работу в данном направлении.

Жукова Ольга Михайловна, заместитель заведующего МБДОУ №121 г. Оренбурга